Снижение затрат: 36 этапов.
3. Каждое разумное сокращение затрат или рационализация структуры банковского бизнеса начинается с организованной, самокритичной инвентаризации и формулирования целей в рамках общей стратегии: неверная формулировка цели принесет плохие результаты. Отношение к «культуре цели» у многих банков все еще слишком небрежное, однако обстоятельная диагностика должна проводиться перед началом лечения. Тот, кто действительно знает свою цель, найдет более простой путь. Тот, кто ставит перед собой честолюбивые, но реальные цели, застрахован от мечтательных раздумий и самодовольства. Тот, кто избегает противоречия между целью и действиями, может уменьшить затраты. «Лихорадочная активность в управлении затратами» вряд ли приведет к стойким улучшениям. Особенно опасной представляется замена интеллектуального штиля бурей оперативной деятельности.
4. Эффективное управление затратами предполагает наличие хорошего управления информационными системами (УИС) — где, что, когда, как, сколько, как часто — в зависимости от продуктов, сегментов, клиентов, рынков и видов затрат. Только хорошее УИС может служить основой разумных расчетов прибыли и затрат, в противном случае достигаются «ложные идеалы».
Услуги, которые невозможно четко идентифицировать и которые оказываются не по поручению, не испытывают непосредственного влияния их получателя ни в качественном, ни в количественном отношении; поэтому решающее значение имеет надежное обоснование правильного распределения издержек по источникам их возникновения. Чем меньше доля распределяемых затрат и чем выше доля отдельных объективированных расчетов, тем проще добиться необходимой достоверности УИС. Еще лучше было бы не позволять затратам накапливаться, вместо того чтобы «распределять» их. Менеджер гораздо более дисциплинированно относится к конкретным выплатам денег третьим лицам, чем к внутренним сборам, начисленным администрацией.
Создание надежного и доступного для анализа УИС — подготовительный этап и предпосылка привлечения всевозможных внешних (или внутренних) источников оказания услуг. К тому же хорошее УИС — основа разделения функциональной и правовой деятельности данного института и оптимизации продаж третьим лицам.
5. Недостаточная сфокусированность в итоге ведет к повышению затрат. Что я понимаю под фокусировкой, можно узнать из главы I. Большое число приоритетов автоматически ведет к ухудшению четкости фокусировки.
6. Тот, кто не понимает своего дела, своих действий, вряд ли сможет сократить расходы. Понимание означает хорошую продуманность задач и будущих действий и соответствующую деятельность.
7. Слишком быстрый рост любого типа ведет в конце концов к непропорционально высоким затратам. Частые изменения и колебания в менеджменте также вряд ли могут способствовать снижению расходов.
8. Тайная деятельность сомнительного рода или тайные филиалы, совсем или почти не контролируемые управленческой верхушкой и внутренними инспекциями, существуют недолго; их закрытие, конечно, сопровождается крайне высокими затратами или альтернативными издержками.
9. Хорошие менеджеры и сотрудники хотят и должны видеть оценку результатов своей индивидуальной или коллективной деятельности. Более важен прямой индивидуальный учет достижений. Тот, кто этого не делает, получает посредственных сотрудников и, соответственно, более высокие затраты.
Банки слишком часто поставляют услуги без наглядного представления доходов и результатов. Прозрачность дохода является, однако, важной основой сокращения расходов.
10. Затраты — это одно, альтернативные издержки или альтернативная прибыль — нечто иное. Последние часто сложно измерить.