Универсальный банк после 2000 г.
Ввиду бурного прогресса в период после 2000 г. я ожидаю, что распространение получат универсальные банковские объединения, ограничивающие свою деятельность четырьмя основными областями:
- розничным банковским бизнесом,
- обслуживанием частных лиц,
- оптовым банковским бизнесом и
- логистикой.
Оптовый банковский бизнес уже вряд ли стоит разделять на национальный и международный. Четыре основные сферы деятельности должны отличаться специфическими элементами структуры затрат, а также контекста и класса. Класс и контекст образуют сумму всех важных, подлинных, и решающих деталей для клиента и сегмента клиентского контингента. Контекст и класс — рациональные и эмоциональные предпосылки решения клиента.
Необходимое критическое значение новых величин, а также дальнейший рост финансовой глобализации, конвергенции характеристик продуктов, вновь возросшая комплексность с соответствующими необходимыми предпосылками в управлении и ИТ, бремя издержек, увеличение оборота дополнительных финансовых продуктов и дериватов, многоуровневое управление риском, а также требования к капиталу и рейтингу могут привести к «фокусировке-2000» во всех четырех областях деятельности.
При «фокусировке-2000» все более важную роль в сфере логистики играет привлечение специализированных организаций, банков и совместных банковских предприятий. Основные причины этого — в особых требованиях к операционному превосходству, включая стандартизацию, сегментирование и специализацию, а также в давлении, побуждающем к достижению все более высоких критических величин.
Только очень эффективно работающий поставщик услуг в сфере логистики, обладающий необходимой критической массой, может успешно существовать, выполняя услуги в относительно полном объеме собственными силами. Финансовые учреждения, величина которых ниже критической, все чаще вынуждены выделять этот участок для передачи в работу другим учреждениям; это в первую очередь относится к розничным банкам.
Розничный банковский бизнес для частных лиц, включая универсальный банковский бизнес и часть бизнеса с частными клиентами, и для малых и средних предприятий (МСП), а также значительная часть ипотечного кредитования станут еще более специализированными и сфокусированными. Успех или неудачу определяют три элемента.
1. Операционное превосходство с соответствующим управленческим ноу-хау для достижения эффективности. Ноу-хау относительно использования услуг третьих лиц, а также для достижения гибкости в комбинациях и рекомбинациях продуктов. В отличие от оптового банковского бизнеса — различные корпоративные услуги. Самообслуживание и проведение операций клиентами самостоятельно — высший приоритет стандартизированной деятельности. Банк — это «сборочная линия» различных продуктов с гибкой ориентацией на клиента.
2. Расширенные ИТ-контакты в правильной комбинации с непосредственной близостью к клиенту, прежде всего в центрах компетенции. ИТ в первую очередь концентрируются на стандартизации и сегментировании, а также на современных компьютерных каналах сбыта, учитывающих интересы рынка и клиента. Стандартизация необходима и для управления риском.
3. Критическая величина и/или доля рынка.
Розничный банковский бизнес для частных лиц должен жить за счет «операций с пластиковыми картами» любого рода, а также «домашнего банковского бизнеса», что подразумевает минимальную степень физического присутствия филиалов. Универсальный банковский бизнес будет расширен. Обслуживание МСП и местное ипотечное финансирование дают основное право на существование филиалов с активными и интенсивными консультациями. Секьюритизация ипотечного кредитования будет более распространяться в Европе. «Розничный банк» должен дополнительно заняться и текущим управлением активами-пассивами.