Коммерческие банки в современных условиях. Стратегическое управление.
Успешное функционирование и развитие коммерческого банка в решающей степени зависит от правильности оценки перспектив развития национального и международного рынков банковских услуг, а также возможности сохранения и укрепления его рыночных позиций и формирования условий дальнейшего существенного увеличения рыночной доли. На этой основе возможно устойчивое возрастание прибыли коммерческого банка и дальнейшая его капитализация. Подобный подход к оценке перспектив банковской деятельности предполагает выбор стратегии управления коммерческим банком и обусловливает объективную необходимость целенаправленных действий менеджмента по организации его стратегического планирования и управления.
Большинство отечественных и зарубежных специалистов по стратегическому управлению едины во мнении, что устойчивая репутация, обладание популярным брендом или даже рядом брендов, а также применение перспективных технологий и маркетинга не гарантируют длительного и стабильного положения на рынке. Для этого необходимо нечто большее: наряду с использованием технологических достижений, уникальных ресурсов и конкурентных преимуществ в настоящем компания должна настойчиво вести поиск перспективных продуктов (услуг) и технологий, а также формировать организационную и ресурсную (прежде всего финансовую) основу будущего, закладывать его фундамент. Именно в этом и заключается цель стратегического управления (менеджмента).
В современных условиях значение стратегического управления, позволяющего банку не только выживать, но и побеждать в длительной конкурентной борьбе, существенно возрастает. Это вызвано рядом факторов, связанных с изменениями в бизнес-среде, появлением новых товаров и технологий. Произошло определенное изменение характера поведения вкладчиков и инвесторов, приведшее к уменьшению банковской маржи и резкому увеличению затрат, а также существенному увеличению потребности банков в капитале. Появились новые банковские продукты и каналы сбыта, что породило проблемы, обусловленные развитием филиальной сети банков. Значительно повысились требования клиентов к качеству обслуживания. Значение и глубина этих изменений позволили ряду исследователей говорить об изменении «стратегического пейзажа» в банковской сфере.
Важно помнить, что указанные изменения привели не только к обострению всех видов рыночного соперничества, но и к возникновению совершенно новых, перспективных продуктов, технологий, целых направлений деловой активности. Вот почему на современном этапе банки должны уметь не только противостоять обстоятельствам и нейтрализовать всяческую угрозу, но и уметь использовать открывающиеся возможности, с тем чтобы опередить конкурентов в использовании инноваций. В этих условиях возрастает ответственность высшего руководства банков за выбор перспективных направлений деятельности и формирование ресурсного потенциала банков как предпосылки сохранения и укрепления конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Анализ изменений в бизнес-среде и технологии позволяет выделить ряд важнейших факторов, которые определяют фундаментальные сдвиги на рынке банковских услуг и приводят к возрастанию значения стратегического управления.
К таким факторам можно отнести ужесточение конкуренции и глобализацию экономики. В развитых странах идет интенсивный процесс консолидации банковского капитала на основе слияния и/или поглощения отдельных банков, причем объектами приобретения становятся далеко не самые мелкие кредитные организации. В ряде случаев происходит слияние кредитных организаций, равных по экономическому потенциалу. Несмотря на сложность данных процессов и противоречивый характер их последствий по эффективности консолидации, рыночная доля новых образований значительно возрастает, что в конечном счете ведет к обострению конкуренции. Кроме того, благодаря расширению бизнеса крупные банки проникают на не доступные для них прежде рынки, а затем, используя весь свой ресурсный и организационный потенциал, укрепляют занятые позиции.