Новые тенденции в валютной сфере накануне и в начале XХI века.
Мировой опыт свидетельствует, что власти могут реагировать путем ужесточения и введения новых методов контроля капитала, как, например, в Латинской Америке в начале 1990-х гг. или в странах Юго-Восточной Азии после кризиса конца 1990-х. Надо отметить, что реакция властей определяется характером кризиса и состоянием платежного баланса государства - в случае, например, дефицита счета операций с капиталом требуется ограничить отток капитала, а затем принять меры по усилению притока средне- и долгосрочных активов.
Однако почти всегда главной задачей властей становится обеспечение гарантий инвесторов и доверия, а ограничения и даже стимулы воспринимаются как сигнал прямо противоположного. Именно по этой причине единственно оптимальной реакций властей на внутренний кризис должна быть разумная либерализация - набор вызывающих доверие, реально достижимых в конкретной ситуации мер. К числу мер, заведомо не вызывающих доверия, например, можно отнести увеличение ставок по государственным бумагам правительством, которое имеет неустойчивый фискальный баланс или не пользуется политическим доверием.
В результате накопленного международного опыта большинство экономистов считают, что снятие ограничений на движение капитала должно быть последней стадией либерализации и оно возможно только после устранения фискального дисбаланса, либерализации торговли и формирования институтов банковского регулирования и надзора.
Ситуация с последовательностью действий оказалась в центре внимания экономистов и политиков в 1980-е гг. в свете проблем Аргентины, Чили и Уругвая. Разработанные тогда меры полностью подтвердили свою состоятельность в период Азиатского кризиса 1997-98 гг.
Последовательность экономической либерализации с учетом уроков международного опыта должна быть, на наш взгляд, следующей:
Этап I
- устранение фискального дисбаланса (т.е. дефицитов бюджета и счета текущих операций на уровне и в пропорциях, когда их финансирование становится проблематичным) и достижение ощутимой макроэкономической стабильности;
- либерализация трудового законодательства.
Этап II
- снятие ограничений на торговые операции — перемещение товаров и услуг, платежей по ним и торгового кредита;
- введение в практику современного (соответствующего основным критериям Банка международных расчетов) банковского регулирования и надзора.
Этап III
- снятие ограничений на движение капитала:
- снятие ограничений на иностранные прямые инвестиции
- снятие требований о получении разрешения или лицензии, затем значительное смягчение требования к нерезидентам об уведомлении органов власти о вложениях в основные фонды на территории страны, в т.ч. снятие требования о предварительном уведомлении;
- смягчение или устранение ограничений на приобретение недвижимости и долгосрочных низкорискованных активов (пенсионных фондов), а также на репатриацию капитала;
- допуск нерезидентов на внутренний финансовый и фондовый рынок, в том числе на рынок государственных бумаг, разрешение на свободное открытие вкладов, то же в отношении действий резидентов за рубежом. При этом в отношении инструментов регулирования — конкретных методов контроля — последовательность обычно следующая:
- снятие пороговых ограничений, таких как максимально допустимые процентные ставки по кредитам;
- отмена или смягчение требований резервирования и обязательной продажи поступлений в иностранной валюте;
- коррекция ограничений, связанных с регулированием рисков институциональных инвесторов, таких как запрет на включение в портфель определенных типов активов, определенные требования достаточности капитала и дифференцированные (селективные) резервные требования.
Принятая последовательность действий подчиняется следующей логике: либерализация доступа на рынок начинается с низколиквидных активов, административных и дискриминационных ограничений.