Будущее российской транснационализации.
При формировании стратегии вхождения российских ФПГ на мировые рынки необходимо обратить особое внимание на перспективные направления развития внешнеэкономической транснациональной деятельности.
Транснационализация часто идет но следам экспорта страны, то есть сначала налаживается экспорт в ту или иную страну, а затем там открываются сбытовые, маркетинговые, обслуживающие и ремонтные организации. Потом, если это оказывается выгодным, в принимающей стране могут открыться филиалы корпорации, занимающиеся предпродажной обработкой и сборкой готовых изделий. Конечно, это не единственный путь транснационализации, но, по-видимому, наиболее подходящий для России.
Важнейшим направлением еще долгие годы будет оставаться экспорт сырья и энергоресурсов и транснационализация гигантов этой сферы. Однако России следует гораздо более эффективно и целенаправленно использовать мощь наших нефтегазовых компаний. Огромные долги стран СНГ за нефть и газ должны стать базой транснациональной экспансии российского капитала в эти страны. За долги нужно брать акции предприятий СНГ. Это создаст материальную базу Содружеству, гораздо более прочную, чем многочисленные межправительственные соглашения. Девизом новой экономической политики в отношении стран СНГ и наших бывших союзников в Восточной Европе и Азии Moiyr стать слова организатора знаменитой Rand Corporation президента США Трумена, еще в 1953 г. провозлгасившего: "Американская нефтяная деятельность является в практическом плане инструментом внешней политики США".
В недалеком будущем можно использовать замечательное территориальное положение России для вписывания ее в мировой рынок. Исторически еще со времен Киевской Руси Россия формировалась как мост между Востоком и Западом. Знаменитый путь из варяг в греки соединял Северо-Западную Европу с Восточной Византийской империей и образовывал один из мощнейших рынков средневековья, на котором расцвела экономика Древней Руси.
В современных условиях может идти речь о восстановлении этого моста как новой отправной точки развития России.
Академик Н. Моисеев посвятил последние годы своей жизни обоснованию и пропаганде такого пути для нашей страны. Дорога от Англии до Японии через Северный морской путь в 2 раза короче и в 1,6 раза дешевле любого другого пути, соединяющего Восток и Запад. Это обстоятельство уже сейчас можно использовать для открытия широкомасштабных морских транснациональных перевозок. Новый северный путь потребует развития отечественного судо- и ледоколостроения, привнесет в страну огромные инвестиции, оживит застывший больше от безденежья, чем от холодов, русский Север. Мощный толчок развитию северных территорий может дать строительство в устье реки Индиги самого восточного незамерзающего порта России, который можно использовать как терминал для экспорта нефти и других сырьевых ресурсов Урала и Сибири. Условия для создания "второго Мурманска" там идеальны и хорошо известны еще с проектов Госплана 1927 г. Настало время реализовать эти возможности. Порт Усть-Индига может стать самым крупномасштабным транснациональным проектом России. Он способен разгрузить другие российские порты и придать экспортным путям России большую независимость от политики наших западных соседей, постоянно пытающихся повысить цены за транспортировку нефти и газа. Моисеев считал, что Северный Урал с его природными богатствами и незамерзающим портом может превратиться в северный Кувейт и новую точку роста для развития российской экономики.