Идея мегарегулятора: право на практическую реализацию.
Не подтверждают ли такие вечные российские особенности, как волокита, стремление к вечному переделу функций, ведомственная борьба, необходимость оставить все как есть? Ответ отрицательный. Мегарегулирование имеет право на жизнь не только как концепция, но и как практическая доктрина регулирования рынка финансовых услуг в России.
Идея мегарегулирования рынка финансово-банковских услуг основана на комплексном подходе к анализу состояния и развития финансового рынка и его участников. Мегарегулирование позволяет преодолеть ведомственные барьеры и осуществлять мониторинг рисков не просто в группе однородных юридических лиц, подотчетных тому или иному контролирующему органу, а во всей системе аккумулирования и движения капитала.
Современная Россия, несмотря на качественный рывок в регулировании финансового рынка (и это касается всех регуляторов), не готова к очередной ведомственной реформе и никогда не будет готова, если реформа эта начнется с создания новой структуры и передачи ей функций Минфина, Центробанка, Росфинмониторинга и ФСФР. Бесперспективен также путь выбора какой-либо одной из этих структур и передача функций ей. В лучшем случае мы получим ведомственную войну, в худшем - нежелательные колебания на финансовом рынке.
Однако это вовсе не значит, что Россия не должна сделать шаг в сторону финансово-кредитного регулирования на принципах мегарегулирования. Заметим, что в такой стране, как Великобритания, имеющей опыт финансового и банковского регулирования рынка, цикл создания и становления мегарегулятора занял около десяти лет, не считая методологической проработки этой идеи в деловом и научном сообществе.
С чего должна начинать Россия? Как это ни парадоксально, с того, чем реформа в Британии завершилась, - с меморандума взаимопонимания между всеми регуляторами, в основу которого должен быть положен главный принцип - комплексность подхода в сфере привлечения и размещения капитала. На этом рынке работают банковские и небанковские кредитные организации, страховые, финансовые и инвестиционные компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, пенсионные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов и др. Колебание в одном его сегменте неизбежно скажется на другом. И если при ведомственном подходе контроль завершается применением мер в отношении подведомственных юридических лиц с соответствующими лицензиями, которые это же ведомство и выдало, то при мегарегулятивном подходе немедленно происходит отслеживание реакции во всех других сегментах финансового рынка. Информационный обмен между ведомствами до создания мегарегулятора должен быть основан на системе мониторинга любого -как благоприятного, так и неблагоприятного - колебания в любом из секторов рынка и оценке его воздействия на другие секторы.
На наш взгляд, лучшей проверкой готовности России к введению мегарегулирования станет стремление сторон заключить такое соглашение о сотрудничестве.