Совершенствование системы рефинансирования.
Система «антикризис».
Динамика макроэкономических процессов в экономике свидетельствует о неравномерности ее развития. Согласно теории экономических циклов периодичность, с которой происходят экономические кризисы, составляет 7—12 лет. В экономике каждой страны имели место периоды дестабилизации, иногда заканчивающиеся полномасштабным кризисом. Банковская система страны как индикатор отражает состояние экономики страны в целом, а проблемы банковского сектора имеют тенденцию оказывать «волновой эффект» на всю экономику. Поэтому возникает необходимость создания дополнительной защиты банковской системы от риска потери ликвидности в период кризиса.
Банковская система России особенно уязвима и подвержена влиянию данного риска по ряду причин. Во-первых, большая часть привлеченных пассивов банков - это, по сути, пассивы до востребования. В период кризиса они могут изыматься в огромных количествах, т.к. у предприятий появится потребность в дополнительных ресурсах, а для населения характерна высокая чувствительность к изменению экономической ситуации. Во-вторых, активы банков (особенно средних и малых) находятся в неликвидной форме: это кредитные требования, которые в период экономической нестабильности могут стать трудновостребуемыми, и низколиквидные ценные бумаги.
На наш взгляд, создание системы «антикризис» может быть реализовано следующим образом.
Банк России будет выпускать «специальные» облигации. Средства, привлеченные отданного выпуска, образуют специальный фонд, предназначенный для оказания помощи банкам в период кризиса для поддержания их ликвидности. Размеры этого фонда будут достигать 10% от всех привлеченных ресурсов банковской системы. Согласно результатам проведенных стресс-тестирований банковского сектора, единовременное изъятие 8% пассивов банка может привести к его банкротству. Период выпуска облигаций должен составлять 7 лет. В соответствии с теорией экономических циклов это периодичность, с которой происходят экономические кризисы.
В случае наступления кризиса Банк России увеличит ликвидность банковской системы путем выплаты банкам денежных средств в обмен на свои «специальные» облигации. Их основное отличие от предлагаемых сегодня облигаций Банка России - возможность досрочного погашения в случае кризиса.
Система «ориентиров роста».
Суть данного компонента сводится к тому, чтобы Банк России осуществлял рефинансирование средних и малых банков на срок 2—3 года, которые, в свою очередь, будут кредитовать проекты, имеющие большую значимость для развития экономики региона или отдельной отрасли. Предоставление средств на такое долгосрочное целевое рефинансирование может осуществляться в рамках открытия банкам кредитных линий, обеспечением по которым будут права требования по предоставленным целевым кредитам. За основу может быть взят успешный опыт двухуровневой системы кредитования через уполномоченные региональные банки, реализованный Российским банком развития.
Однако дополнительной защитой от рисков может быть заключение договора с другим банком. В таком договоре будет прописано обязательство покупки у Банка России залога по кредиту, предоставленному конкретному банку. В целях диверсификации рисков таких договоров может быть несколько. Этот способ выгодно отличается от поручительства, так как заключение договора поручительства накладывает на банк-поручитель дополнительные обязанности. При реализации Банком России обеспечения банки будут иметь возможность получить в свой портфель кредитные требования к перспективным заемщикам.
Включение именно этого компонента в систему рефинансирования позволит: во-первых, кредитовать социально значимые проекты регионального масштаба на сроки, необходимые заемщикам; во-вторых, быстро увеличить масштабы банковского бизнеса и повысить привлекательность региональных банков, т.к. средние и малые банки получат возможность кредитовать те проекты, которые были для них привлекательными, но труднореализуемыми в условиях дефицита долгосрочных ресурсов.
Реализация данного механизма в современных условиях ограничена рамками законодательства, запрещающего Банку России предоставлять кредит на срок более одного года (см. ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 46). Но существует потребность в более долгосрочном кредитовании. В развитых странах монетарные власти - ключевой участник системы управления инвестиционными рисками. При выполнении всех прочих своих функций они выступают в качестве источника долгосрочных ориентиров для рынков. Инструменты системы «ориентиров роста», включенные в систему рефинансирования, позволят создать источники роста как для российского банковского сектора, так и для российских предприятий.