Быть или не быть банковским системам стратегического управления.
Создание ЕИП (единого информационного пространства) не простой и не дешевый процесс. Для этого, как правило, необходимо привлечение консультантов, приобретение информационного хранилища, создание автоматизированных рабочих мест (АРМов) в точках сбора информации для управленческого учета. Но если не будет найдено универсальное решение для информационного обеспечения всех управленческих решений, придется трижды заплатить, поддерживая несколько параллельных процессов сбора управленческой информации, значительная часть которой будет дублироваться в разных системах.
Современным средством формирования ЕИП банка является Информационное хранилище (DataWarehouse). В статье сотрудников компании Intersoft Lab «Распространенные заблуждения о хранилищах данных» подробно рассматриваются проблемы его разработки; сложность создания инфраструктуры, временные и ресурсные затраты. Несомненно, разработка подобной системы собственными силами не принесет желаемого результата в обозримые сроки.
Так как условие информационной открытости и совместимости различных средств автоматизации, не обязательно принадлежащих одному разработчику, становится уже почти законом, можно рассматривать любой порядок создания систем управления деятельностью банка. Но если первым шагом этого процесса будет внедрение полноценного, удовлетворяющего современным требованиям Информационного хранилища, то это позволит оптимизировать затраты на внедрение и сопровождение систем автоматизации процессов менеджмента в долгосрочной перспективе.
На современном рынке IT найдется немало предложений, относящихся к классу «Информационное хранилище». Данные продукты позволяют:
- создавать, изменять и расширять базы данных;
- организовывать регулярный сбор данных из различных источников;
- проверять корректность и проводить очистку собираемой информации;
- агрегировать и консолидировать исходные данные;
- составлять на основе исходных данных отчеты, используя формульный язык, инструменты выполнения запросов и другие механизмы анализа;
- разграничить права доступа пользователей и др.
Но, выбирая программное обеспечение (ПО) для формирования ЕИП, надо осознавать, что даже самый развитый программный инструментарий является только средством создания информационной модели банка. Не полагайтесь на разработчиков ПО, обещающих, что в результате закачки в Хранилище проводок и другой информации из бухгалтерской учетной системы вы сформируете ЕИП, обеспечивающее эффективное решение управленческих задач. Бухгалтерский и управленческий учет имеют серьезные отличия:
- цель первого — представление финансовых результатов, являющихся итогом прошлых событий в хозяйственной деятельности организации. Его информационной единицей являются счета и проводки;
- цель второго - обеспечить не только оценку эффективности ЦФО, продуктов, клиентов банка, но также (и преимущественно) прогнозирование будущих результатов и сопоставление альтернативных сценариев развития.
Для решения последней задачи недостаточно данных бухгалтерского учета, описывающих прошлые события. Информационной единицей управленческого учета должна стать операция, преобразующая входящий поток финансовых и иных ресурсов банка в измененный исходящий поток. Операция «привязывается» к иерархиям продуктового ряда, финансовой структуры, контрагентов банка. События, формирующие операцию, сконцентрированы в определенном временном интервале.
Так как одна из задач, которая будет решаться на основе данных Информационного хранилища, - это прогнозирование финансовых показателей (баланса, ОПУ, отчета о движении денежных средств), описание операции должно содержать временной график всех финансовых потоков, генерируемых при ее проведении. Кроме этого, информация об операции должна содержать статистику дефолтов (реализованных рисков), что необходимо для оценки и прогнозирования рисков деятельности банка.
Операции, сделки или их портфели позволяют прогнозировать не только последствия уже произошедших событий, но и формировать планы банка. Для этого можно ввести понятия санкционированной и плановой операций, так как «на позицию» при прогнозировании нужно ставить не только операции, проведенные в прошлых периодах, но и те, которые компания собирается реализовать в будущем. Такой подход к планированию позволит учесть влияние на будущее прошлых событий, а также отразить предполагаемую новую деятельность. Сравнение массива операций, сформировавших план и реализованных на практике, позволит легко анализировать причины отклонения плана от факта.