Интеграции СНГ.
Решая задачу поиска в СНГ более совершенной модели экономической интеграции, на наш взгляд, предстоит прежде всего ответить на три вопроса:
- Что подразумевается под понятием «модель»;
- Конкретнее — применительно к экономической интеграции;
- В чем может заключаться ее новизна или более высокая степень совершенства.
В понятие «модель» вкладываем двоякий смысл: во-первых, образец, знаковая система определенной социально-экономической и политической реальности, основанной на принятой концептуально-теоретической доктрине, используемой в практике управления данной реальностью; во-вторых, конструкция, состоящая из набора инструментов для достижения поставленных целей.
Содержание модели как системы, в нашем понимании, — это структура, выбранная интегрирующимися государствами для сближения их экономик, совместного решения национальных социально-хозяйственных задач. Модель интеграции как конструкция — это совокупность различных экономических инструментов: внешнеторговых, финансовых, кредитных, валютных, с помощью которых решаются поставленные задачи международного экономического взаимодействия государств и бизнеса.
Новизна модели интеграции заключается в замене одной ее системы на другую или модернизации сложившейся конструкции путем совершенствования действующих экономических инструментов, введения дополнительных, усиливающих эффективность конструкции в целом.
Распространяя международный опыт качественных изменений, вносимых в модели экономической интеграции, важно исходить из того, что на обширном хозяйственном пространстве СНГ сейчас нет общей для всех стран интеграционной модели. Это нашло концептуальное обоснование в доктрине разноскоростной интеграции. Подтверждением тому служит образование ряда самостоятельных субрегиональных интеграционных объединений, участниками которых являются группы стран, оставаясь в то же время членами Содружества как структуры, обеспечивающие их взаимодействие в экономических, гуманитарных и иных сферах.
Учитывая сложившиеся на постсоветском пространстве реалии, на данном этапе, очевидно, не стоит пытаться создать для всех стран СНГ единую модель их экономической интеграции, имея в виду существование субрегиональных интеграционных образований. К тому же процесс хозяйственного размежевания стран СНГ, надо полагать, еще не завершен. В конце 2005 г. Украина и Грузия высказались за целесообразность создания новой международной организации — Содружества демократий Балто-Черноморско-Каспийского региона. СМИ эту акцию назвали политическим решением, усмотрев в ней альтернативу СНГ, которое якобы не соответствует ценностям европейской демократии и где Россия начала демонстрировать отказ от особых льгот и привилегий для стран, которые не отвечают целям ее внешнеэкономической стратегии. Считая себя некомпетентными давать политическую оценку таким утверждениям, хотели бы, однако, заметить следующее. В учредительных документах СНГ нет таких понятий, которыми в свое время руководствовались страны - участницы СЭВ, например: «братская товарищеская взаимопомощь», «интернационализм». Они заменены другими рыночными понятиями: «взаимовыгода», «баланс национальных экономических интересов», что отвечает достигнутой договоренности о деидеологизации и деполитизации принципов экономического сотрудничества.