Переход от распределительной экономики к кредитным методам управления. Первая задана - капитализация.
В современных условиях распределительная модель экономики не имеет перспектив. Российская экономика должна быть экономикой кредитной. Именно кредитные методы управления экономическими процессами все больше становятся основными. Именно такой подход к оценке состояния и перспектив развития национальной банковской системы определен Ассоциацией российских банков (АРБ).
Банковский капитал - капитал не только спекулятивный. Национальным кредитным институтам свойственны функции обеспечения социального и экономического развития общества. Их экономическая эффективность и социальная ответственность и легли в основу Программы банкизации страны, разработанной АРБ и принятой ее XVIII съездом.
Но для того чтобы кредитная экономика стала основным фактором социального и экономического прогресса общества, банковская система должна иметь механизмы саморазвития. Собственно, понятие «система» предполагает наличие внутреннего инструментария саморазвития. Но российский банковский сектор, на мой взгляд, системой как таковой еще не является. Для этого необходимо решить несколько задач. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, капитализация банков. Решение этой проблемы должно происходить в контексте перехода от распределительной экономики к кредитным методам управления. Банк - это сложнейший механизм. Для его эффективной работы должны быть заложены определенные параметры. Так, о какой национальной банковской системе может идти речь, если уровень достаточности капитала низок, а в целом банковская система слабо капитализирована? Всю нашу банковскую систему по уровню капитализации превосходит любой из 12 крупнейших иностранных банков.
И хотя за минувший год уровень капитализации российских банков увеличился более чем на треть, это не повод для успокоения. Тем более что значительная доля роста капитализации кредитных организаций произошла за счет нерезидентов, т.е. иностранного капитала.
Путей роста капитализации банков немного: капитализация прибыли, IPO, средства акционеров, стратегические инвесторы (в том числе зарубежные).
Не первый год говорится о необходимости освободить банки от налога на ту часть прибыли, которая идет на увеличение капитала, или хотя бы снизить им этот налог. Сейчас есть все возможности решить данный вопрос положительно. Если, конечно, исходить из функции банка не только как субъекта хозяйствования, извлекающего прибыль, но и как институционального механизма становления и развития новой экономики - кредитной. Но, к сожалению, Минфину, наверное, не до этого.
Вот и получается, что все больше и больше стратегическим инвестором российских банков становится иностранный капитал. Все чаще отечественные кредитные институты становятся предметом повышенного интереса зарубежных инвесторов. В последнее время появляются новые формы консолидации зарубежного и отечественного капиталов со стратегическим зарубежным инвестором. Собственно, ничего плохого в этом пока нет. Доля капиталов нерезидентов сейчас составляет примерно 15%. Какой она станет в перспективе? Нужно ли законодательно ограничивать ее, скажем, 50% или больше? Ответить на этот вопрос сложно. Но ясно одно: Россия с ее геополитическими и геоэкономическими интересами должна иметь собственную финансово устойчивую национальную банковскую систему.