Мобильный банк в Альфа-Банке.
Вопрос сроков выхода на рынок с мобильным банкингом, естественно, стоял весьма остро, поэтому было решено запускать модель мобильного банкинга с минимальным набором функционала, чтобы потом постепенно наращивать его. Поэтому сначала клиенты получили весьма ограниченный спектр услуг: возможность оплачивать сотовую связь лишь «большой тройки» — операторов МТС, «Билайн» и «Мегафон-Москва» и просматривать баланс своих счетов в режиме online. В дальнейшем спектр доступных операций расширился и продолжает расширяться. Теперь посредством мобильного телефона можно оплатить и сотовую связь, Интернет, осуществить переводы между своими счетами с онлайн-конвертацией. На подходе — возможность платежей в другие банки и пр.
После того как мы определились с бизнес-моделью, платформой и функциональностью, начался стандартный проектный процесс: написание бизнес-требований, формирование технического задания, ИТ-тестирование, бизнес-тестирование, исправление дефектов, снова тестирование...
В результате нескольких месяцев работы была реализована система мобильного банкинга, которая получила свое собственное название — услуга «Альфа-Мобайл».
В частности, на странице аутентификации клиент вводит логин и пароль.
На странице «Банковские продукты» он может получить информацию по всем своим продуктам с актуальными остатками по счетам и выпиской по счету.
В меню «Операции» можно осуществить, соответственно, различные банковские операции, при этом их оформление максимально наглядно.
В процессе реализации и запуска проекта мы столкнулись (и продолжаем сталкиваться) с двумя основными проблемами. Первая - необходимость корректной настройки GPRS. Оказалось, что у очень многих клиентов услуга GPRS либо не подключена, либо не настроена. Если и настроена, то не настроен профиль GPRS-internet (необходимый для работы приложения). Проблема может быть частично решена за счет применения ОТА-настроек GPRS (настроек «по воздуху»). Но, во-первых, далеко не все модели телефонов эту технологию поддерживают, а во-вторых, даже после получения подобных настроек зачастую требуется ручная донастройка (что, в свою очередь, влечет необходимость создания довольно мощной службы поддержки).
Вторая проблема - приложение по-разному работает на разных телефонах. Например, детали интерфейса неодинаково отображаются на разных телефонах Samsung; очень неустойчиво услуга работает на SonyEriccson P910i и т.п. Причина этой проблемы системная и связана со стандартизацией JAVA-технологии как таковой. Решить названные проблемы чаще всего можно только постфактум, дорабатывая приложение.
По прошествии времени, конечно, становятся очевидными допущенные недочеты, ошибки и недоработки. Самое существенное, что при выборе платформы не рассматривалась всерьез возможность реализации банкинга на основе WAP-технологии. А именно это позволило бы избежать названных проблем.
Тем не менее очевидно, что проект по запуску системы мобильного банкинга на основе JAVA-технологии успешен, так как:
- практически впервые в России система мобильного банкинга была реализована «с нуля»;
- все условия бизнес-модели были соблюдены;
- система для клиента весьма удобна прежде всего в силу ее наглядности;
- система позволяет совершить большинство востребованных клиентами операций, а доступный функционал постоянно расширяется;
- система подключается дистанционно — без необходимости появления клиента в офисе и прочих ненужных операций вроде перепрошивки SIM-карты.