От политики распределения - к политике кредитования.
«Мы подняли и проблему использования средств Пенсионного фонда, которые должны быть самыми дешевыми и долгосрочными, и это было также поддержано», — отметил Г. Тосунян. При этом он подчеркнул, что сможет более подробно прокомментировать итоги встречи лишь тогда, когда перечень поручений президента по итогам Президиума Госсовета будет представлен официально, что ожидается в конце ноября. Тем не менее президент АРБ подчеркнул, что во всех выступлениях банкиров присутствовала мысль о том, что эффективные экономики строятся на принципах кредитования, а не на принципах распределения ресурсов. Если год назад одним из главных был вопрос экономической безопасности, формирования национальной банковской системы, в общем, проблема суверенитета, на этот раз акцент был перемещен на решение внутренних проблем страны и на необходимость развития кредитования.
Со своей стороны, Александр ПОПОВ отметил наиболее важные ключевые структурные проблемы, которые стоят в настоящее время перед банковской системой страны и которые были отмечены при подготовке доклада к заседанию Президиума Госсовета.
Первая - это, безусловно, проблема капитализации российских банков, банковской системы страны. Через два года аналитики прогнозируют нехватку капитала для активного наращивания кредитования предприятий и населения, если прирост собственных средств, прирост капитала банков будет идти теми же темпами, что и сейчас.
Последние пять лет кредитные портфели банков росли более серьезными темпами, чем темпы прироста собственных средств. По мнению представителей банков, необходимы мероприятия, которые способны решить или облегчить проблему капитализации, в том числе упрощение процедуры эмиссии банковских акций. «Наиболее радикальным шагом было бы освобождение от налогов той части прибыли, которую банки направляют на пополнение своих собственных средств», - подчеркнул А. Попов.
Вторая проблема - это недостаток в банковской системе долгосрочных финансовых ресурсов. Налицо серьезный рост потребностей организаций в финансировании обновления и модернизации их основных фондов, износ которых в промышленности превышает 70%. Откуда брать ресурсы?
При этом очень важным моментом является расширение модели рефинансирования Центрального банка РФ. В настоящее время применяемая модель явно недостаточна. Она рассчитана лишь на то, чтобы в краткосрочной перспективе выравнивать определенные перекосы, которые складываются в ликвидности межбанковского рынка. «Но не решает проблемы наличия у российских банков серьезного долгосрочного ресурса для финансирования», -подчеркнул А. Попов.
Третья проблема - низкий уровень рентабельности и высокий уровень издержек российской банковской системы. Предложения по улучшению ситуации сводились к упрощению системы надзора, ее значительному удешевлению для банковского сектора страны; освобождению банков от выполнения ряда вмененных административных, не свойственных им функций. Наиболее наболевший пример — выполнение банками функций кассового контроля за операциями с наличными деньгами предприятий и организаций своих клиентов.
«Эти и многие другие вопросы, - отметил председатель правления Росбанка, - поднимались и в докладе рабочей группы, и в выступлениях участников. Мы надеемся, что часть предложений будет учтена и сформулирована в поручениях президента к министерствам и ведомствам по результатам заседаний Президиума Госсовета».
На Президиуме Госсовета было поставлено много актуальных вопросов: и о выводе инвесторов из-под налогообложения, и об IPO, и об упрощении процедуры для российских инвесторов в целом, отметил Г. Тосунян. Последний вопрос очень важен, потому что при нынешнем уровне капитализации необходимо обеспечить стимулирующие, а не ограничивающие условия. А для этого инвесторы не должны бояться вкладывать средства в банковскую систему.