Бразилия. План "Реал": предпосылки реализации, первые меры.
В течение первых двух лет действия плана "Реал" меры по реорганизации финансовой системы Бразилии еще не стали единой программой и преимущественно были реакцией финансовых органов на конкретные текущие проблемы. В частности, в целях противодействия быстрому росту объема кредитных операций в течение второго полугодия 1994 г. Центральный банк принял решение об увеличении норм обязательного резервирования по вкладам до востребования — с 48 до 100%, а по накопительным вкладам — с 10 до 30%. Несмотря на предпринятые ограничения, сумма предоставленных кредитов за первые восемь месяцев реализации плана "Реал" увеличилась почти на 44 %, снизив тем самым результативность антиинфляционной политики.
В конце 1994 г. ЦБ вынужден был установить контроль над вторым по величине государственным банком Бразилии, принадлежащим правительству штата
Сан-Паулу, — Banespa. К этому времени долги государственных предприятий и учреждений этого штата перед Banespa составляли 24 млрд долл. Кроме того, еще 14 млрд долл. приходилось на облигации, эмитированные правительством штата. Банк использовал эти облигации в качестве обеспечения для получения займов на внутреннем рынке. Когда в конце 1994 г. доверие к облигациям стало быстро падать, резко сократились и возможности новых заимствований, что поставило Banespa на грань банкротства. ЦБ принял меры по сохранению платежеспособности банка, сокращению численности персонала, более эффективному территориальному размещению его подразделений, снижению кредитных рисков.
В рассматриваемый период правительство стало совершенствовать нормативы банковской деятельности в масштабе страны с учетом рекомендаций Базельского комитета. В августе 1994 г. были введены, в частности, дополнительные ограничения на банковские операции в зависимости от уровня коммерческих рисков. Для вновь учреждаемых кредитных организаций был повышен размер минимального уставного капитала для коммерческих банков — не менее 7 млн реалов (8,2 млн долл.); для инвестиционных — 6 млн реалов (7,1 млн долл.), для иных видов кредитных институтов — на более низком уровне. Получение лицензии на ведение валютно-обменных операций обусловливалось увеличением размера собственных средств кредитно-банковских учреждений на 3 млн реалов (3,5 млн долл.). В конце 1995 г. были приняты дополнительные повышенные требования к вновь открываемым банкам. Для получения разрешения на создание нового банковского института его учредители должны подтвердить, что располагают средствами, объем которых превышает размер уставного капитала на 220%, если учредителем выступает юридическое лицо, и на 120% — если таковым является физическое лицо. Кроме того, ЦБ стал также требовать от инвесторов предоставления детального плана их деятельности. В случае его неудовлетворительного обоснования ходатайство могло быть отклонено.
Серьезным стимулом разработки и внедрения комплексного подхода к реорганизации кредитной системы стал возникший во второй половине 1995 г. кризис платежеспособности двух крупных бразильских банков — Econdmico и Nacional, которые ЦБ взял под свой контроль. Опыт, приобретенный в ходе санации этих банков, а также Banespa и некоторых других финансовых институтов, был использован в дальнейшем при разработке программ реорганизации банковской системы. Они не были, в отличие например от Аргентины, Венесуэлы и Мексики, реакцией на финансовый кризис, а носили в значительной степени превентивный характер. Другая характерная особенность Бразилии заключалась в том, что правительство и Центральный банк обладали широкими полномочиями и, в связи с этим, имели возможность оперативно влиять на участников процесса реструктуризации банковского сектора, не дожидаясь принятия соответствующих законов.
После вмешательства ЦБ в августе 1995 г. в управление банком Econdmico в стране заметно снизилось доверие к другим частным банкам, в связи с чем вкладчики начали переводить средства из мелких в более крупные банковские институты. Эти действия в немалой степени были обусловлены отсутствием в Бразилии механизма гарантии депозитов, хотя его функционирование и было предусмотрено в конституции страны (ст. 192). Возникла реальная опасность распространения кризиса на другие бразильские банки.