Реформирование кредитной системы и либерализация деятельности иностранных банков в Бразилии.
В 1995 г. началось реформирование системы частных, а с конца 1996 г, — и государственных кредитных организаций.
Старт общенациональных банковских реформ совпал по времени с важными изменениями в правительственной политике, направленными на поддержку и стимулирование притока иностранного капитала в эту сферу экономики. Большое значение в установлении более благоприятного режима имела законодательная инициатива 311, утвержденная в августе 1995 г. министром финансов и одобренная президентом республики. В документе констатировалось, что деятельность иностранных финансовых институтов и повышение их роли в развитии внутреннего ссудного рынка соответствуют интересам страны. В качестве основных доводов выдвигались следующие: нехватка местных капиталов; более высокая эффективность и большие финансовые возможности иностранных банков; их позитивный вклад в распространение новых технологий; снижение стоимости банковских услуг. В дальнейшем очередные шаги по стимулированию деятельности нерезидентов, как правило, становились составной частью более широкого комплекса мер по реформированию банковской системы.
Программа стимулирования реструктуризации и укрепления Национальной финансовой системы (Ргоег). Она была опубликована 3 ноября 1995 г. В соответствии с Программой, содержащей перечень стимулов к покупке неблагополучных банков, подвергнутый слиянию институт мог регистрировать в своем балансе просроченные и безнадежные кредиты как убытки, а также засчитывать разницу между балансовой стоимостью приобретаемых акций и их рыночной ценой (как правило низкой) как дополнительные затраты, подлежащие возмещению в последующие годы. Финансовые институты, участвующие в программе, получали доступ к специальной кредитной линии Центрального банка. Им предоставлялась 5-летняя отсрочка на погашение займов, привлекаемых для оплаты расходов по реорганизации и модернизации приобретаемых банков.
К числу важных мер, осуществленных в рамках программы Ргоег, относится учреждение в ноябре 1995 г. Фонда гарантии кредитов (FGC). Целью этой некоммерческой частной организации было обеспечить гарантии возврата средств в объеме до 20 тыс. реалов (20,6 тыс. долл.) каждому вкладчику или инвестору в случае административного вмешательства, ликвидации (не по решению суда) или банкротства институтов — членов FGC, или в иных случаях признания Центральным банком их неплатежеспособности.
Гарантии распространяются на срочные и накопительные вклады, вклады до востребования, переводные, ипотечные и залоговые векселя, выпущенные или акцептованные кредитными учреждениями. Гарантии не подлежат депозиты финансовых институтов и зарубежных вкладчиков. В FGC участвуют все кредитные организации, за исключением кредитных союзов. Размер взносов в FGC составляет 0,025% от месячного сальдо по счетам, охваченным гарантией. Создание FGC позволило ликвидировать важный пробел в системе обеспечения стабильности функционирования банков страны.
В том же году Центральный банк Бразилии произвел изменения в правилах, регулирующих учреждение новых банков. С одной стороны, эти изменения были направлены на снижение рисков банковской деятельности, а с другой, на создание дополнительных стимулов для реструктуризации и модернизации кредитной системы, а также для притока иностранных инвестиций.