Венесуэла. Особенности банковской системы.
Наличие существенных изъянов в законодательстве позволяло финансовым группам уклоняться от контроля со стороны Генерального управления банков, что приводило к многочисленным злоупотреблениям. Обычной была практика предоставления непропорционально больших займов ведущим акционерам того или иного банка и его высшим должностным лицам, что повышало возможность возникновения кризисной ситуации в случае невозврата средств. В 80-е годы по этой причине произошло несколько крупных банкротств. При наличии закона о государственной гарантии банковских депозитов правительство оказывало помощь проблемным банкам с целью погашения их обязательств по вкладам. Однако такая практика снижала, в свою очередь, ответственность банков за проведение здоровой финансовой политики и не способствовала сокращению объема операций с повышенным риском.
Отсутствие четких критериев административного вмешательства и точных определений неликвидности и неплатежеспособности приводило к замедленной реакции государственных органов и затягиванию процедуры их вмешательства в случае возникновения кризисной ситуации в тех или иных кредитных учреждениях. При слабом надзоре банки имели возможность перераспределять в рамках финансовой группы проблемные кредиты или убытки и таким образом обходить действовавшие лимиты и ограничения. Нередко в этих целях использовались оффшорные отделения, поскольку последние не подпадали под действие органов банковского надзора и к ним не применялись нормативы резервных требований.
В законодательстве Венесуэлы имелось и много других пробелов. В частности, согласно действовавшим правовым нормам, регулированию со стороны Фонда гарантии депозитов (FOGADE) и Генерального управления банков не подлежали так называемые фонды ликвидных ресурсов, аккумулировавшие значительные денежные ресурсы. Из-за отсутствия надлежащего контроля эти средства через другие структурные подразделения соответствующей финансовой группы зачастую использовались для проведения операций с высокой степенью рисков, запрещенных для фондов ликвидных ресурсов, что нередко заканчивалось их банкротством.
В 1989—1993 гг. в Венесуэле при поддержке МВФ была предпринята попытка осуществить крупномасштабную программу экономической стабилизации и структурной перестройки. Среди других предусматривались, в частности, и такие меры, как переход к плавающему обменному курсу, отказ от директивных методов регулирования денежного обращения в пользу применения рыночных механизмов, ликвидация контроля над процентными ставками, совершенствование банковского надзора. Однако допущенные просчеты, в особенности незавершенный процесс финансовой либерализации, заметно ограничили результативность предпринятых реформ, в том числе и в банковской сфере. Резкий рост реальных процентных ставок, например, способствовал активизации ссудного рынка, но одновременно заметно повысилась доля просроченных и непогашенных займов в общем объеме кредитного портфеля. Она выросла с 4% в 1991 г. до 10% в 1993 г. Произошло снижение кредитования частного сектора при одновременном увеличении ресурсов, направляемых на финансирование операций с ценными бумагами.