Венесуэла: иностранный капитал в кредитной сфере.
В конце 90-х годов на состоянии венесуэльской банковской системы сказалось неблагоприятное воздействие экономического спада. Предпринятые правительством шаги по увеличению учетной ставки с целью защиты венесуэльской валюты и золотовалютных резервов от влияния азиатского финансового кризиса привели к резкому удорожанию кредита. В течение 1998 г. уровень процента по активным операциям возрос с 23,69 до 46,35%. Следствием ухудшения экономической конъюнктуры стало снижение спроса на банковские услуги и рост просроченных займов. Доля последних в общем объеме кредитного портфеля увеличилась с 4,0 % в декабре 1997 г. до 6,5% в конце 1998 г. и 8,1% в июне 1999 г.
Ряд мер по предупреждению дальнейшего ухудшения финансовой ситуации предприняли правительство, Центральный банк и Генеральное управление банков. В октябре 1999 г. был принят новый Декрет-Закон о преодолении чрезвычайной финансовой ситуации. Содержащиеся в нем положения были направлены на снижение риска вкладчиков, расширение полномочий органов управления и на урегулирование обязательств Фонда гарантии депозитов перед Центральным банком. В соответствии с этим законом Генеральное управление банков издало распоряжение о постепенном повышении к 31 декабря 2000 г. коэффициента достаточности капитала, рассчитанного как на базе общей суммы активов, так и активов, взвешенных по уровню риска, соответственно, до 10 и до 12%.
В августе 1999 г. был подписан договор между правительством, ЦБ и Генеральным управлением банков, предусматривающий снижение ставок с целью преодоления экономического спада, активизации внутреннего ссудного рынка и укрепления финансовой системы. В рамках этого договора правительство обязалось уменьшить отчисления финансовых учреждений в FOGADE с 2 до 0,5% от объема депозитов, для того чтобы сократить издержки банковской деятельности. С этой же целью ЦБ принял решение увеличить с 4 до 6% размер резервных фондов. В свою очередь, Генеральное управление обязалось усовершенствовать нормы, регулирующие процессы слияния финансовых институтов, а также упростить процедуру реструктуризации просроченных займов. В рамках того же соглашения банки брали на себя обязательство снизить процентные ставки по кредитам, диверсифицировать оказываемые услуги и повысить их качество.
Сложившаяся ситуация требовала от банков более энергичного и действенного поиска новых сегментов на рынке и снижения издержек, в том числе путем дальнейшей концентрации капитала. Поскольку возможности консолидации банковской системы за счет покупки неблагополучных институтов или внутри групповых банковских объединений были в значительной мере исчерпаны, то этот процесс распространился и на нормально работающие кредитные учреждения.
Существенным стимулом к его ускорению стал принятый в июле 2000 г. закон "О стимулировании повышения конкурентоспособности и уровня капитализации, рационализации и снижении затрат на реформирование банковской системы". Он сориентирован в основном на повышение конкурентоспособности банков, а также постепенное снижение стоимости оказываемых ими услуг. Ведущая роль в практической реализации закона отводится Генеральному управлению банков. На него, в частности, возложена обязанность в течение 30 дней после представления соответствующего ходатайства о слиянии финансовых институтов принимать решение. Приоритет в соответствии с положением должен отдаваться проектам, в рамках которых предусматривается поглощение специализированных институтов универсальными банками или преобразование коммерческих банков в универсальные с поглощением специализированных институтов любого профиля.
Законом предусмотрен ряд льгот для кредитно-финансовых учреждений, участвующих в подобных операциях, Для них, например, могут быть установлены более длительные сроки расчетов по взаимным обязательствам, возникающим в ходе проведения сделки. В этих целях возможно выделение, по представлению Министра финансов, и бюджетных ассигнований. Упрощена процедура и порядок регистрации слияний и поглощений.