Политика Мексики по отношению к иностранному капиталу.
В 1991 — 1992 гг. в Мексике была осуществлена приватизация коммерческих банков; к этому процессу были допущены иностранные инвесторы. В ходе операций "своп" зарубежные банки (кредиторы Мексики) могли обменивать долговые обязательства на мексиканские приватизационные боны, которые использовались в качестве средства платежа при покупке акций приватизируемых банков.
Одновременно с разгосударствлением банков правительство взяло курс на стимулирование концентрации и централизации банковского капитала, а также модернизацию рынка финансовых услуг. Дополнительный импульс этим процессам придал закон о регулировании финансовых групп. Законом разрешалось формирование групп, в состав которых могут входить финансовые учреждения различных типов. Группы формируются по схеме холдинга, состоящего из контролирующей холдинговой компании (ее роль может выполнять также банк) и подконтрольных учреждений, которые должны представлять не менее трех следующих видов банковских и небанковских институтов: банк "мультипле", страховую компанию, инвестиционную компанию, учреждение финансового лизинга, компанию финансового факторинга и т.п. Контролирующая компания (контроладора) должна владеть не менее чем 51% акций каждого из подконтрольных учреждений группы (согласно закону, финансовым группам не разрешалось производить инвестиции в нефинансовые компании; создание промышленно-финансовых групп в Мексике запрещалось).
1992— 1994 гг. были периодом важных событий в жизни Мексики. В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли — North-American Free Trade Agreement (NAFTA); в 1994 г. Мексика была принята в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Вступление страны в группировки промышленных государств повлекло за собой корректировку национальной политики по отношению к иностранным банкам в сторону размягчения режима регулирования их деятельности.
Существенным шагом в этом направлении явился закон об иностранных инвестициях (1993 г.), который расширял возможности участия зарубежного капитала в ряде отраслей национальной экономики, в том числе в банковской сфере. Законом разрешалось прямое участие иностранных инвесторов в акционерном капитале мексиканских коммерческих многопрофильных банков и в капитале банков, выполняющих роль контролирующих холдинговых компаний финансовых групп, — в размере до 30% их обычного капитала. Одновременно нерезидентам разрешалось косвенное участие в мексиканских банках в форме так называемых нейтральных инвестиций через специальные фонды. Трастовые фонды нейтральных инвестиций — Fideicomisos de la Inversion Neutra — начали создаваться с 1989 г.; они представляют собой разновидность инвестиционных фондов, которые размещают среди иностранных инвесторов сертификаты участия и мобилизованные таким образом средства вкладывают в мексиканские компании, приобретая акции без права голоса. С 1993 г. законом были разрешены нейтральные инвестиции в коммерческие мексиканские банки и в холдинговые компании финансовых групп — в размере до 30% их дополнительного акционерного капитала. Что касается участия нерезидентов в капитале других кредитно-финансовых институтов: страховых компаний, лизинговых фирм и т.п. — то их доля устанавливалась в размере до 49% капитала каждого такого учреждения.
В 1994 г. Национальный Конгресс Мексики ратифицировал обязательства страны, вытекающие из факта ее вступления в ОЭСР и зафиксированные в Декларации и Кодексе либерализации. Мексиканское правительство высказалось в пользу дальнейшей либерализации режима иностранных финансовых инвестиций из государств-членов ОЭСР, в частности возможного открытия в Мексике филиалов некоторых небанковских финансовых учреждений.
Следующим шагом либерализации кредитной системы было законодательное разрешение открытия в Мексике филиалов иностранных банков. Для регулирования их деятельности Министерством финансов и государственного кредита были разработаны и опубликованы в 1994 г. "Правила учреждения филиалов иностранных финансовых институтов".