Северная Европа. Политика приватизации.
В Дании в 1990-е гг. была приватизирована государственная компания в области телевизионной связи, автобусное сообщение, пароходная компания, почтовый банк, компания водоснабжения, аэропорт в Копенгагене. В государственной собственности остаются почта, железные дороги, добыча нефти и газа. Приватизация государственных предприятий в Дании продолжается, в частности предполагается продажа части акций следующих компаний: «Пост Денмарк», «Донг АС», «ТВС», «Скандлайнс», энергетической компании «Элсам А/С». Датское правительство заявило о намерении продать государственный пакет акций авиационной компании САС, если то же самое сделает шведское правительство, которое пока отложило этот вопрос.
В Исландии в 1990-е гг. проводилась политика приватизации государственных компаний, особенно активно с 1995 г. Приватизировано два банка, телекоммуникационная компания «Телеком». В 2003 г. в частные руки перешел ряд компаний по оказанию общественных услуг стоимостью 600 тыс. евро. Всего с 1992 по 1995 г. было приватизировано 26 государственных предприятий, стоимость которых соответствует 4% ВВП этой страны.
Норвегия ныне вышла на 1-е место на Севере Европы по размерам государственного сектора, хотя до приватизационной волны, развернувшейся на рубеже веков, лидером была Швеция. Были подвергнуты частичной приватизации крупнейшая нефтедобывающая компания «Статойл» и телекоммуникации. Государственная собственность в Норвегии на начало столетия достигала 17% ВВП страны; в настоящее время ее доля — лишь 14% государственного бюджета и она насчитывает 52 предприятия, с годовым оборотом свыше 1 трлн норвежских крон. В собственности государства находится 30% акций, которые котируются на фондовой бирже в Осло.
За 1980-1990 гг. было подвергнуто реформированию 50 государственных предприятий в Норвегии, на рубеже двух веков было приватизировано еще 19 предприятий, главным образом в обрабатывающей промышленности. Тем не менее, государственный сектор остается очень сильным в этой стране. Одновременно с приватизацией произошла отмена государственной монополии на некоторые виды деятельности, а именно на телевизионную связь; на радио и телевизионное вещание; на оптовую торговлю зерном и медицинскими препаратами, на торговлю алкогольной продукцией. В настоящее время в Норвегии не планируют масштабной приватизации, так как, по словам министра торговли и промышленности Норвегии Дага Терье Андерсена «государственная собственность имеет важное значение. Она обеспечивает эффективное использование общих природных ресурсов и сохранение в национальной собственности важнейших компаний».
Государственная собственность в Норвегии является высокодоходной и эффективной, например в 2006 г. те государственные компании, акции которых котируются на бирже, принесли доход в 30%. Норвежское государство ставит перед государственными компаниями наряду с краткосрочными и долгосрочные цели. Например, от них требуется соблюдать этические стандарты, уважать экологические требования, соблюдать социальные требования, не допуская неоправданного повышения заработной платы (что особенно важно в отношении высшего руководства компаний), а также выдерживать конкуренцию на рынке с другими компаниями, которые работают на обычных рыночных условиях.
Стратегия в отношении государственной собственности в Норвегии разрабатывается с учетом разбивки всех компании, которые находятся в государственной собственности, на четыре категории:
- компании с коммерческими целями;
- компании с коммерческими целями, штаб-квартиры которых должны оставаться внутри страны;
- компании, которые помимо коммерческих целей имеют другие специфические цели;
- компании, которые имеют отраслевое значение.
Если рассматривать в международном плане, то в Норвегии приватизация происходит менее интенсивно, чем в других странах Северной Европы или в ЕС.