Северный совет — система северного сотрудничества.
Несмотря на то что решения Северного совета носят рекомендательный характер, он наблюдает за ходом их выполнения, и таким образом осуществляется мягкий контроль (скорее мониторинг) за реализацией принятых решений. Договор о Северном совете обязывает правительства стран-участниц докладывать на каждом заседании Северного совета о проделанной работе по реализации рекомендаций межпарламентского органа, о предпринятых мерах. Учрежденный позднее (в 1971 г.) Совет министров северных стран ежегодно представляет Северному совету отчет о развитии северного сотрудничества и планах его углубления на предстоящие годы. Совет министров, как правило, действует в рамках решений Северного совета, но может выдвигать и собственные инициативы.
Постоянно развивается организационный механизм сотрудничества. Каждая страна — участница Северного совета ввела в состав своего национального правительства специального министра по делам сотрудничества с северными странами, который подчиняется непосредственно премьер-министру. В 1973 г. был создан Секретариат Совета министров северных стран, который расположился в Осло. Отдельно стал работать Секретариат по вопросам культуры, который разместился в Копенгагене. Однако в 1986 г. оба Секретариата были переведены в Копенгаген.
Под эгидой Совета министров северных стран работают различные исполнительные комитеты. Если вначале министры иностранных дел проводили совместные заседания два раза в год, то с 1992 г. — уже по три раза. В связи с углублением интеграционного взаимодействия в Европе и появлением новых организаций регионального сотрудничества (прежде всего, СБЕР и СГБМ), соответствующие вопросы заняли свое место в работе Северного совета, так как многие аспекты участия в региональных организациях ставят перед североевропейскими странами сходные проблемы. Например, страны региона во многом поддерживают балтийское сотрудничество, реформы в странах Балтии, усиление связей с Калининградской областью, «Северное измерение» политики ЕС, и поэтому соответствующие их интересам инициативы они совместно продвигают в рамках ЕС, СГБМ и СБЕР. Волнуют их и вопросы безопасности на Севере Европы, в том числе экологической устойчивости региона, что также отражается в работе Северного совета.
Среди важных и полезных результатов северного сотрудничества следует назвать такие достижения, как заключение региональной конвенции об охране окружающей среды; введение единой системы регионального экологического контроля за качеством продуктов питания; выработка программы сотрудничества в области образования, включающей выплату стипендий для обучения в странах-партнерах; создание совместных образовательных учреждений; взаимное признание документов о получении высшего или профессионального образования; Северное соглашение по среднему образованию.
Сотрудничеству в реальном секторе экономики весьма содействует взаимодействие по разным направлениям инфраструктурного обеспечения экономических связей: в области воздушного транспорта (авиационная компания САС); по финансово-инвестиционному сотрудничеству, осуществляемому через Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank) и специальный финансовый институт для финансирования мероприятий в области охраны окружающей среды (НЕФКО); по объединению электрических сетей для стабильного снабжения электрической энергией («Нордель»); общей спутниковой связи («Инмарсат»); выработке и введению общего стандарта телекоммуникационной связи (NMT — Nordic Mobil Telecommunication — Nordiska Mobiltelefonengruppen) и т.д. Уже из простого перечня этих проектов видно, что они служат как бы стержнем или опорой для развития других форм экономического сотрудничества.