Кризис информационной революции.
Пузырь лопнул в 2000 г. (потери порядка 3 трлн. долл.). ИТ-отрасль натолкнулась на стену реальности. Резко упали продажи ПК и ПО, главный производитель
ПО - фирма Microsoft - чуть не была разделена в соответствии с антимонопольным законом Шермана. Разорились тысячи интернет-компаний, прежде всего магазинов. В 2003 г. развал ИТ-индустрии и интернет-рынка остановился - прекратился вал банкротств, слияний и поглощений. Производство и сбыт
ИТ-продукции стабилизировались. Рост рынка продолжается только в крупных развивающихся странах. На корпоративном жаргоне эта группа стран обозначается как BRIC (Brazil, Russia, India, China). Российский рынок последние годы растет темпом 15-20% в год.
В Россию интернет-бум пришел с большим опозданием. Еще в конце 90-х годов прошлого века западные инвесторы смотрели на Россию, как на ИТ-целину, которая сможет принести огромные прибыли. Ожидания не оправдались, и к
2000 г. на российской онлайновой торговле фактически был поставлен крест. Неудачи были связаны с малым количеством интернет-пользователей. В 2003 г. их число превысило критическую по мировым меркам величину (10% населения) и виртуальная торговля вновь заработала. Она пока не стала массовой, но в ней уже есть практически все ассортиментные секторы - от книг до любой живности. Быстро возникают онлайновые сообщества, например широко представлено (более 100 тыс. пользователей) автомобильное сообщество. Такие объединения представляют собой новое эффективное пространство торговли. На рынке "софта" и "железа" в России обошлось без особых катаклизмов, если не считать вытеснения множества ремесленников — "компаний-самосборщиков".
Взаимоотношения российского бизнеса с ИТ-индустрией пока находятся в зачаточном состоянии. Жизненно важным элементом бизнеса ИТ стали лишь для экспортеров, автоматизацией производства путем внедрения бэк- и фронт-офисов серьезно занимаются лишь сырьевики. По объему средств, затраченных на автоматизацию производства (2002 г.), Россия уступает даже Чехии и Польше. Основным игроком на российском ИТ-рынке систем автоматизации производства вступает немецкая компания SAP, а на долю отечественных компаний приходится примерно 15% рынка (2002 г.), в основном в сфере финансового учета.
Внедрение ИТ-производственных систем осложнено особенностям российского бизнеса, его концептуальными противоречиями с западным в части схем производственного планирования. В западных компаниях используют централизованную систему управления при условии, что единый управляющий центр полностью владеет информацией о подразделениях и координирует их деятельность в опережающем режиме. В большинстве же российских компаний, несмотря на стремление руководителя быть "царем и богом", начальник, по сути дела, осуществляет контроль за подразделениями постфактум, создавая лишь видимость полной власти. Подразделения же руководствуются собственными представлениями о потребностях всего предприятия. Различие в бизнес-стандартах с Западом стирается очень медленно. Кроме того, трудности ИТ-рынка в России связаны с отсутствием внятных методик оценки эффективности ИТ.
Разговоры об инновациях в области ИТ носят скорее декоративный характер. В области операционных систем массового применения инновации завершились в 1995 г. выпуском компанией Microsoft систем Windows-95 - "Убийцы альтернатив". Одной из последних инноваций стал "оконный" интерфейс компьютерных программ, предназначенных для работы в диалоговом режиме, придуманный фирмой Xerox. Конечно инновацией были табличные и текстовые редакторы, а также презентационные системы. Больше ничего существенного не появилось.