Россия - Евросоюз. Интересы России.
Важнейшие аспекты экономического сотрудничества ЕС и России рассмотрены в "Российском проекте", подготовленном группой видных экономистов, финансистов и политических деятелей Франции и РФ.
По мнению авторов проекта, его первостепенной задачей могло бы стать содействие в реконструкции российской инфраструктуры и сферы жилищно-коммунальных услуг. Это позволило бы подтянуть их к европейскому уровню и создать условия для формирования единого европейского экономического пространства Россия-Евросоюз.
Осуществление проекта имело бы троякое значение для России. Это было бы первым шагом на пути к структурной перестройке экономики, создало бы материальные условия для высокоприбыльных частных прямых капиталовложений -российских и иностранных. Это могло бы привести к радикальному улучшению здравоохранения и образования, то есть к повышению уровня и качества жизни россиян.
Без современной инфраструктуры единое экономическое пространство с Евросоюзом, как и крупномасштабный приток частных иностранных инвестиций в Россию, останутся благими пожеланиями. А без них перестройка и модернизация российской экономики повиснет в воздухе: на колеблющихся нефтяных доходах далеко не уедешь. Никто еще не сказал четко, какими могут быть темпы экономического роста после неминуемого падения цен на нефть, и когда при этом может произойти удвоение ВВП. Остается фактом, что до сих пор ничего конкретного в области экономической стратегии не сделано.
Инфраструктура - вот ключ, открывающий путь к эффективной, конкурентоспособной, постиндустриальной экономике, основанной на информационно-телекоммуникационных технологиях и на сфере современных услуг.
Цель "Российского проекта" наметить контуры первого этапа структурной перестройки экономики. Прежде всего речь идет о радикальном изменении отношения к охране здоровья населения и оснащении современным медицинским оборудованием больниц и поликлиник, о всеобщей компьютеризации школ, в первую очередь в сельской местности, с целью ликвидации компьютерной неграмотности населения. Речь идет также о переоснащении исследовательской базы РАН, которая вот уже двадцать лет сидит на "голодном пайке" и не может реализовать свои проекты и разработки, потому что не имеет ни современных приборов и инструментов, ни адекватного финансирования.
Второе направление проекта охватывает коренную модернизацию энергосистемы, линий электропередач и применение новейших способов экономии электроэнергии. Организационные решения по американскому образцу, проталкиваемые нынешним руководством РАО "ЕЭС России", способны лишь подорвать надежность энергоснабжения страны и лишить ее важнейшего конкурентного преимущества - дешевой электроэнергии. С этим тесно связано и создание сети высокоскоростных железных дорог, а также современных автомобильных дорог, подземных стоянок и станций автообслуживания.
Третье направление - это давно назревшее расширение и улучшение системы трубопроводного транспорта, которое устранило бы невиданные потери транспортируемых продуктов, а также обеспечение подачи тепла, очистки питьевой воды, переработки мусора и отходов.