Россия - Евросоюз. Государство или частный капитал?
Это ложная дилемма. Хотя обновление и модернизация инфраструктуры России - дело государственной важности, оно никогда не сдвинется с мертвой точки, если им будут заниматься только государственные чиновники. В нем должны быть заинтересованы те, кто в конечном итоге будет управлять инфраструктурой, получать от нее законную прибыль и беспокоиться, чтобы все системы жизнеобеспечения работали бесперебойно, то есть крупные частные компании.
Поэтому целесообразно было бы подключить к осуществлению проекта (имеется в виду для начала состав правления российского финансового агентства) Союз российских промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату, МИД, возможно, некоторые другие учреждения. А когда дело сдвинется с мертвой точки, проект сам будет набирать обороты.
Единственно с чем все заинтересованные лица и учреждения должны согласиться - это честный и объективный анализ всех поступающих от них предложений. Очередность работ должна определяться только национальными приоритетами, а не частными интересами и подавно не взятками чиновникам. Надо создать условия, чтобы украсть было невозможно. Поэтому контроль над расходованием средств должен быть жесточайшим, а отчетность абсолютно прозрачной. С этой целью состав правления финансового агентства должен быть смешанным. Хотя российское инвестиционное агентство будет целиком и полностью российской компанией с некоторым участием иностранного капитала, половина членов административного совета агентства должна состоять из представителей иностранных частных и государственных компаний, международных организаций, экспертов и т.д., как это принято на Западе.
Поначалу большая часть экспертизы представленных проектов будет проводиться иностранными специалистами совместно с российскими экспертами. Когда же последние приобретут должный опыт, пропорцию можно изменить. Не важно у кого какой паспорт, важно у кого больше опыта, и более честный подход к делу.
Смешанная структура правления агентства призвана гарантировать возврат вложенных средств, а, следовательно, и приток капитала вкладчиков всех масштабов - от мелких сберегателей до владельцев крупнейших состояний, в том числе и некоторых так называемых новых русских за рубежом. Им не надо грозить, не надо сажать их в тюрьму, лучше гарантировать законную, приличную и, главное, верную прибыль при условии честной уплаты налогов. А что может быть лучше отечественной компании, работающей под бдительным международным оком?
В "Европе" долго раскачивались, прежде чем прислушаться к неофициальному голосу из Москвы. Помогли первый серьезный экономический кризис XXI в. и война в Ираке. Справиться с безработицей в 10-15% рабочей силы, как все убедились, не так просто, а если начать работать на Россию, то эта задача будет вполне под силу. Кроме того, президент Ширак и канцлер Шрёдер быстро заметили, что Россия легко находит общий язык с США, поэтому дабы не сломалась пресловутая "ось" Париж-Берлин-Москва, они вполне созрели для того, чтобы рассмотреть далеко идущие предложения по модернизации инфраструктуры России и ликвидации безработицы в Западной Европе. Получилось, что в "Российском проекте" оказались объективно заинтересованы и Россия, и Евросоюз.
В нынешней международной обстановке "Российский проект" при желании можно было поднять до уровня общеевропейской совместной инициативы России, Германии и Франции. Майская встреча 2004 г. на высшем уровне в Москве -могла стать для этого весьма благоприятным случаем. Однако шанс был упущен. "Российский проект" с декабря 2003 г. прочно увяз в дебрях президентской администрации. Вместе с тем обнародование данной инициативы было бы политически выгодно всем участникам встречи.
Единение России и ЕС пошло бы на пользу и улучшению российско-американских отношений. Способствовало бы оно и восстановлению некоторого равновесия между Старым и Новым Светом, и большему взаимопониманию между "старой" и "новой" Европой.
Взаимный интерес обеих сторон, России и Евросоюза, совершенно очевиден. Но для того, чтобы голос Европы был услышан во всем мире, она должна подтянуться к уровню США. Для этого ей необходимо объединить экономические потенциалы России и Евросоюза, использовать все ресурсы объединенной Европы для ускорения экономического развития. Это важно со всех точек зрения. Мы все находимся по одну сторону баррикад в борьбе против нового и опасного врага, угрожающего разрушить нашу цивилизацию.