Индия: экономический рост в эпоху глобализации.
Преобразования в Индии принято разделять на два периода: первый - 1992/93— 1996/97, второй - 1997/98-2002/03 фин. гг. Непосредственными задачами были объявлены достижение макрофинансовой стабилизации и реструктуризация на отраслевом уровне. Это должно было привести к повышению темпов прироста ВВП примерно до 7-8% в год, что, в свою очередь, позволило бы улучшить социальную инфраструктуру, усилив защиту бедных и беднейших слоев населения.
Реформы охватили практически все секторы экономики, хотя их "радикальность" была различной. Так, в сельском хозяйстве, столь важном для экономической и социальной жизни страны, они ограничились ценовыми аспектами. Хотя соотношения цен были изменены в пользу сельского хозяйства, существующая институциональная структура все еще сдерживает его развитие. Сокращение государственных инвестиций было лишь частично компенсировано увеличением частных инвестиций. По-прежнему стоит проблема явных и скрытых субсидий (по разным оценкам, они составляют около 14% ВВП, что затрудняет отношения с ВТО). Хотя были введены в действие программы институционального и сельского кредита, проблема кредитования сельского хозяйства далека от решения.
В промышленности было упразднено лицензирование предприятий, что способствовало привлечению капитала; отменена резервация за госсектором ряда отраслей, тем самым промышленный СеКТОр ОТКРЫЛИ ДЛЯ Прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В области внешней торговли сняты количественные ограничения и снижены таможенные тарифы с 71% в 1993 г. до 35% в 1998 г. В секторе услуг благодаря росту доли частного сектора реформированы финансовый сектор, сфера бизнес-услуг, страхования, телекоммуникационных услуг.
В результате реформ вырос национальный продукт на душу населения, бюджетный дефицит, составлявший в 1990/91 фин. г. 7% ВВП, снизился в 1997/98 фин. г. до 4.8%. 12%-ная инфляция (1990/91 фин. г.) упала до 5% в 1995/96 фин. г. Росту среднедушевых показателей способствовало снижение темпов прироста населения с 2.14% за десятилетие, закончившееся 1991 г., до 1.96% за 1992-2001 гг. Доля бедных снизилась с 38.9% в 1987/88 фин. г. до 36 в 1993/94 фин. г. и 26.1% в 1999/00 фин. г.
Однако среди важных проблем, стоящих перед современными экономистами, - не только констатация повышения темпов роста в той или иной стране, но и проблема оценки достигнутого. Ведь помимо традиционных ВВП и ВНП, существуют и другие индикаторы: национальное богатство, многочисленные композитные индексы, индексы устойчивого экономического благосостояния (Index of Sustainable Economic Welfare), хотя переменные, используемые при таких расчетах, достаточно сложно оценить в количественном выражении.
Так как ВВП можно рассматривать как сумму стоимостей, добавленных в различных отраслях экономики, полезно пересмотреть этот показатель, используя различные веса для секторов, например, ПО методу цепного индекса. Пересчет с помощью подобного индекса данных экономического роста, приведенных в World Development Indicators 2003 Online, занижает темпы роста экономики Индии за 1963, 1965, 1968, 1985, 1999 гг. на 1 процентный пункт или более, а за 1966, 1967, 1973,1993 гг. повышает их на 1 п.п. или более. Однако в целом темпы роста оказываются не измененными радикально, что говорит в пользу относительной точности и реалистичности официальных данных о темпах роста Индии.
О реальности ускорения роста индийской экономики говорит и повышение устойчивости экономического роста. Коэффициенты погодового колебания позволяют увидеть, что рост становится более устойчивым после высокой неустойчивости 70-х годов. Причем порядок цифр сохраняется и при сравнении данных из разных источников: World Development Indicators 2003 (с данными по календарным годам) и Economic Survey 2002-2003 (с данными по индийским финансовым годам).