Банковская система Турции: специфика и структура.
ВОРР распространил действие специальных режимов с сентября 1999 г. по декабрь 2002 г. на 31 банк, что способствовало их последующей реорганизации. Суммарные убытки 12 проблемных банков достигли 11.3 млрд. долл. За этот период были ликвидированы пять банков. В июле 2003 г. ВОРР принял решение о приостановке деятельности одного из крупнейших частных банков Imar Bankasi. Общий объем его депозитов на момент закрытия составлял 540 млн. долл. Но после передачи банка в управление ФСД оказалось, что он вел двойную бухгалтерию и реальный долг вкладчикам составлял 6 млрд. долл.
Существенная реструктуризация в банковской сфере выразилась, в частности, в значительном числе межбанковских слияний и поглощений. Так, в июле 2001 г. один из крупнейших банков страны Emlak Bankasi был включен в структуру Ziraat Bankasi, а крупнейший иностранный банк Osmanli присоединен к банку Garanti.
Долговая составляющая финансового кризиса в Турции имела свою специфику. В роли должников выступали в основном банки и частный сектор. Долги банков нерезидентам оценивались в 20-50 млрд. долл., частного сектора — в 50-80 млрд. 17 ноября 2001 г. падение курса акций на фондовом рынке Турции составило 14.6%, потом еще 18%. Процентная ставка по однодневному кредиту выросла с 40 до 1000%. Желая остановить сброс лиры инвесторами и пытаясь вынудить банки продавать доллары, ЦБ поднял ставку до 4000%, однако это было бесполезно.
За два дня ЦБ потратил на поддержку лиры 7.5 млрд. долл. резервов (почти 31% общей суммы). Многие компании отказались продавать товары и услуги за лиры. Standard and Poor's понизило суверенный кредитный рейтинг Турции, аргументируя это необходимостью для страны пройти через реструктуризацию. Слабость банковской системы, ее непрозрачность, обнаружившиеся факты правонарушений (арестованы 123 человека, причастных к крупным аферам) постепенно разрушили межбанковский рынок.
Выходом из финансового кризиса стала отмена режима валютного коридора и переход 22 февраля 2002 г. к плавающему обменному курсу. Лира упала на 28%. Фондовый рынок встретил перемены в валютной политике позитивно, процентные ставки упали до 500%. Уже 26 февраля лира выросла на 13%, компенсировав четверть своего общего падения.
К середине марта 2001 г. правительство Турции обнародовало антикризисную программу, подготовленную совместно с МВФ и Всемирным банком и направленную на стимулирование экономики страны. МВФ предоставил стабилизационный кредит на поддержание этой программы в сумме 15.7 млрд. долл., а ВБ - 1.7 млрд. для реструктуризации финансового сектора.
Анализ рынка банковских услуг в 2002-2003 гг. показывает постепенное восстановление банковской системы Турции. Ее оживлению способствовали общий подъем экономики, деятельность ЦБ по реструктуризации проблемных банков. В 2003 г. наметились позитивные изменения в работе кредитных организаций. Продолжается рост совокупного капитала банковской системы. По данным Ассоциации турецких банков (АТБ) за 2003 г. он увеличился на 27%. Совокупные активы (в текущих ценах) выросли в долларовом выражении на 25% и на 01.01.2004 г. составили 179 млрд. долл.
Однако кризисные явления в банковской системе еще не преодолены, о чем свидетельствует и тот факт, что банки не выполняют свои главные функции: они выдают все меньше и меньше кредитов. По данным АТБ, с 2001 г. по декабрь 2003 г. общий их объем сократился на 5%. Реформа банковского сектора является приоритетным направлением политики правительства. Большинство основных правовых норм сейчас модернизированы или модернизируются и приводятся в соответствие с законодательством ЕС, что связано с предстоящим вступлением страны в ЕС.