Общие теории внешней торговли и зарубежных инвестиций в применении к банковской отрасли.
Возможная стартовая точка в изучении интернационализации финансовых услуг - это выяснение того, насколько выводы классической теории сравнительных преимуществ распространяются на торговлю услугами вообще и финансовыми - в частности. В целом, видимо, утверждать обратное нет оснований: сравнительные преимущества стран, достигших мирового лидерства в области финансовых услуг, очевидны: в них в изобилии имеются квалифицированные кадры, разработано удобное для бизнеса законодательство, накоплены огромные финансовые ресурсы и т.д. Количественным выражением сравнительных преимуществ является в том числе величина банковской маржи — разницы между ставками привлечения и размещения денежных средств банками. Меньшая величина маржи, характерная для стран-лидеров, означает более эффективное финансовое посредничество. Банки из таких стран имеют стимул двигаться за границу, реализуя свое сравнительное преимущество.
В то же время сделать из этого традиционный для теории сравнительных преимуществ вывод о целесообразности для стран, таких преимуществ не имеющих, полагаться на импорт финансовых услуг сложнее, чем в рассматриваемом этой теорией общем случае. Во-первых, оказание услуг часто требует присутствия на месте, т.е. в стране, где эти услуги предоставляются. И хотя развитие электронных форм продажи услуг снижает важность этого фактора, в финансовой сфере, где особую роль играет доступ к информации, в том числе местной, он сохраняет свое значение.
Во-вторых, финансовая, и прежде всего банковская, отрасль принадлежит к числу высокорегулируемых. Банки подвержены дополнительному по сравнению с другими экономическими агентами налогообложению в виде резервных требований, к тому же они обладают монопольными правами на некоторые виды деятельности (в первую очередь, привлечение вкладов).
В-третьих, финансовая отрасль часто рассматривается как стратегическая, сохранение которой под национальным контролем важно с точки зрения безопасности страны, способности самостоятельно определять направления и приоритеты своего развития и т.д.
Таким образом, применение положений теории сравнительных преимуществ к финансово-банковской сфере требует учета отраслевой специфики, под влиянием которой выводы и «предписываемые» теорией рецепты экономической политики могут заметно изменяться.
Одно из объяснений транснациональной экспансии банков основывается на теории жизненного цикла товара, разработанной Т. Левиттом и Р. Верноном в
1960-е гг. Согласно этой теории за свою «жизнь» товары (и, очевидно, услуги) проходят несколько стадий. Верной выделял три стадии — внедрение, зрелость и стандартизация, в более современных версиях теории обычно речь идет о четырех-пяти стадиях, включающих разработку товара (услуги), внедрение на рынок, рост, зрелость и упадок (либо стабилизацию). При этом утверждается, что в зависимости от этапа цикла производство и продажи будут перемещаться в разные по типу страны. Некоторые банковские услуги, давно ставшие стандартными и потому малодоходными на высококонкурентных рынках стран — лидеров в финансовой отрасли (скажем, потребительское кредитование населения или предоставление займов крупным компаниям на пополнение оборотных средств в Западной Европе), успешно и с большой выгодой продаются в странах с развивающимися рынками. Этим можно, например, объяснить продажу американским Citibank в 2008 г. своего бизнеса по потребительскому кредитованию в Германии при одновременном наращивании инвестиций в развитие этого направления в России, Польше и других странах Восточной Европы. Вместе с тем примеров, подтверждающих предсказываемый теорией жизненного цикла уход банков со своего домашнего рынка каких-либо банковских продуктов исключительно на зарубежные рынки, практически нет.