Современные объяснения международной экспансии банков.

В работе А. Бергера и его коллег приводятся пять причин усиления международной экспансии банков, наблюдаемого с 1990-х гг. Во-первых, значительный технологический прогресс, прежде всего связанный с информационно-коммуникационными технологиями, позволил банкам добиваться большей экономии на масштабе. Во-вторых, общее улучшение показателя прибыльности банков в 1990-е гг. дало менеджменту больше свободы инвестировать, в том числе за рубеж, так как внутренние источники финансирования обычно дешевле для компании, чем внешние. Кроме того, улучшение финансового положения усилило уверенность инвесторов в благоприятных перспективах банковского сектора, а низкие процентные ставки и бум на фондовом рынке сильно сократили финансовые ограничители в сфере слияний и поглощений. В-третьих, с 1970-х гг. в банковской отрасли стали появляться излишние, незанятые мощности вследствие того, что и со стороны активов, и со стороны пассивов часть рыночной доли была захвачена конкурентами из смежных отраслей (исследователи говорят о процессе дезинтермедиации, когда испытывающие нужду в размещении и привлечении средств игроки, ранее действовавшие через посредничество банка, теперь реализуют свои потребности без его участия, выходя на рынок ценных бумаг.

Консолидация банковской отрасли есть средство устранения этого излишка мощностей. В-четвертых, развивающийся процесс глобализации привел к тому, что многие крупные клиенты банков становятся глобальными и банки, желая сохранить этих клиентов, должны быть такими же (как легко увидеть, это — традиционный аргумент теории следования за клиентом). Наконец, зарубежную экспансию банков в рассматриваемый период значительно облегчил общемировой процесс дерегулирования и приватизации, особенно сильно проявившийся в таких регионах мира, как Центральная и Восточная Европа и Латинская Америка.

Здесь можно отметить, что не всякая либерализация способствует приходу в страну иностранных банков. Поскольку трансграничное оказание банковских услуг есть альтернатива присутствию в стране, то либерализация в этой сфере (например, отмена валютного регулирования) вполне может уменьшить стимулы банков к созданию на территории страны филиалов и «дочек», особенно если объем рынка страны невелик.

Еще одно объяснение международной экспансии банков, появившееся в последние два десятилетия и широко распространившееся в банковской среде, связано с гипотезой о стремлении банков к достижению необходимого размера для участия в глобальной конкуренции. Согласно этому подходу в банковском бизнесе важное значение имеют не только показатели финансовой устойчивости и прибыльности, но и абсолютный размер банка. Преимущество размера, отражающееся в премии к цене, по которой котируются акции банка — лидера рынка по сравнению с акциями сопоставимых по финансовому состоянию и прибыльности, но меньших по размеру банков, может быть объяснено экономией на масштабе, большей вероятностью государственной поддержки в случае возникновения разного рода проблем, возможностью благодаря значительному капиталу предоставлять более крупные кредиты и т.д. При этом утверждается, что сама по себе интернационализация редко является добровольным выбором банков: расширению внутри страны почти всегда отдается предпочтение. Однако в случае, если объем национального рынка ограничен либо дальнейшее «завоевание» его наталкивается на сопротивление антимонопольных органов (пример тому Нидерланды, Бельгия, Швеция и ряд других стран), движение за рубеж может оказаться единственным способом достичь необходимого размера. В период с 1980 по 2004 г. отношение банковских активов к ВВП было стабильным в США и Японии и сильно выросло в небольших странах, таких как Нидерланды и Швейцария. Это подтверждает гипотезу, что интернационализация может быть обусловлена малым размером национального рынка.

Процесс интернационализации может быть заложен в долгосрочную стратегию банка: если потенциал рынка велик, то даже при наличии неблагоприятных текущих регуляторных и иных условий есть смысл присутствовать на таком рынке в расчете на будущее. Этим, по мнению ряда авторов, объясняется экспансия зарубежных банков в Китай и некоторые другие азиатские страны в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Проанализировав 2300 трансграничных поглощений банков в развитых и развивающихся странах в период с 1978 по 2000 г., К. Буш и Дж. Де-лонг пришли к выводу, что важнейшим фактором, привлекавшим банки-покупатели, выступала емкость рынка той страны, где находился приобретавшийся банк. К аналогичному заключению привел анализ внешних инвестиций германских банков во второй половине 1990-х гг. (выборка охватывала 190 случаев): эти инвестиции направлялись преимущественно в страны с большим ВВП.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 апреля снизилась на 0,03% и составила 63746,442 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,73 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 93,1697 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 99,8811 руб.
17:57Рынок российских акций торгуется в незначительном минусе
17:49Нефтяные цены опять перешли к снижению
17:42Потребительское доверие в США в апреле резко понизилось
17:34Выручка PayPal в 1-м квартале увеличилась на 9%, чистая прибыль - на 12%
17:24Американские фондовые индексы снижаются в начале торгов
16:51Чистая прибыль Coca-Cola в 1-м квартале подросла на 2%
16:32Страны G7 хотят снижать зависимость от России в области атомной энергии
16:17Квартальная прибыль McDonald's повысилась на 7%
16:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 16:00 мск 30 апреля снижается
15:58Аналитики прогнозируют рост ВВП Казахстана в январе-апреле в диапазоне 3,6-4,2%
15:45Средневзвешенный курс доллара США к российскому рублю со сроком расчетов "завтра" по состоянию на 15:30 мск составил 93,2728 руб.
Вся статистика автоматически попадает в табель учета рабочего времени, который можно.. Возможность воспитать самомотивированный персонал, который не нужно контролировать. Работники самостоятельно будут анализировать свою эффективность, блокировать отвлекающие факторы и 100% рабочего времени тратить на достижение целей компании.