Эволюция банковской системы современной России.
17 августа 1998 г. Правительство обнародовало план по выходу из создавшейся ситуации, который предусматривал: введение трехмесячного моратория на погашение внешних долгов российских банков; прекращение оплаты государственных облигаций и принудительную реструктуризацию долгов по ГКО-ОФЗ. Это означало фактическое признание дефолта по государственному долгу. Общая сумма замороженного, подлежавшего реструктуризации государственного долга составляла 265,3 млрд руб. (42,5 млрд долл. по курсу на 14 августа 1998 г.). Общая сумма по форвардным контрактам, которые не могли погасить банки, составила более 8 млрд долл.
Объявив дефолт, уже в сентябре 1998 г. Правительство совместно с ЦБ РФ приступило к реструктуризации банковской системы с тем, чтобы преодолеть последствия кризиса. Это стало началом второго периода эволюции банковской системы современной России. Было принято решение немедленно начать ее реструктуризацию. При определении путей реструктуризации банков было признано целесообразным разделить их на четыре группы, определив возможности их выхода из кризиса и место в после-кризисной банковской системе.
В течение первых двух месяцев после дефолта ЦБ РФ в целях поддержания ликвидности системообразующих банков начал выдавать им стабилизационные кредиты. Например, «СБС-Агро» получил 5,8 млрд руб., по 1 млрд руб. было выделено Банку Москвы и Мосбизнесбанку, 900 млн руб. получил «Мост-банк» и 330 млн руб. — банк «Возрождение». Крупные суммы были предоставлены и другим, в том числе региональным, банкам. Общая сумма кредитов составила около 20 млрд руб.
К лету 1999 г. Международный валютный фонд (МВФ) настоял на прекращении выдачи стабилизационных кредитов как противоречащих принципам свободной конкуренции в условиях рыночной экономики.
В то же время следует учесть, что после финансового кризиса, поразившего экономику в августе 1998 г., в стране сохранилось достаточно много банков, которые не попали в категорию проблемных. Свою устойчивость и способность продолжать нормальную банковскую деятельность показал целый ряд средних российских банков.
По оценке ЦБ РФ, 70% действовавших банков, т. е. более 1000, оставались после кризиса финансово стабильными — не испытывали значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью, не имели дефицита капитала и способны были работать без какой-либо государственной поддержки.
Другая часть банков — примерно 400 — испытывали значительный дефицит капитала, не обеспечивали выполнение обязательств по платежам клиентов и не способны были самостоятельно выйти из кризисного состояния. Они рассматривались как проблемные. Многим из них предстояло прекратить существование в результате слияния, присоединения или банкротства. Однако в их числе были 44 банка, включая 18 крупнейших банков России, которым при реструктуризации (санации, слиянии или присоединении к другим) требовалась поддержка государства ввиду их социальной и экономической значимости. На долю этих банков приходилось около 50% активов и 45% вкладчиков (без учета Сбербанка России).
Важное значение в процессе преодоления послекризисного положения в банковской системе отводилось Агентству по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), созданному в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации в ноябре 1998 г.
Основные задачи АРКО заключались в осуществлении мероприятий по реструктуризации банков, обеспечении их стабильного функционирования и восстановлении доверия к банкам кредиторов, в том числе вкладчиков.
При участии АРКО была восстановлена деятельность 20 банков в 12 регионах России, в том числе системообразующих -«СБС-Агро», «Российский кредит», «Автовазбанк», «Евразия», «Россельхозбанк» и др.