Контроль за предложением денег в условиях денежной мультипликации.
С ситуацией полной или частичной неспособности центрального банка выполнять свои функции на различных исторических этапах сталкивались практически все промышленно развитые страны. Ведь по сравнению с деньгами центральные банки являются относительно новым «изобретением». К старейшим центральным банкам можно отнести Банк Англии и Банк Швеции, появившиеся в конце XVII в. В большинстве других европейских стран центральные банки появились лишь в XIX в., а в США — только в начале XX в. (1913 г.), когда была образована Федеральная резервная система (ФРС).
Кстати, первые результаты деятельности ФРС были весьма неэффективными. Многие американские экономисты обвиняют ФРС в том, что ее необоснованные действия или бездействие явились одним из главных факторов, обусловивших глубину экономического кризиса 1929-1932 гг. Речь идет о подрыве основ функционирования банковской системы страны, чему в немалой степени способствовала позиция, занятая ФРС. В результате кризиса с начала 1930 г. в США стали происходить банкротства банков, и началась паника на рынке. При этом ФРС вместо того, чтобы оказывать финансовую помощь банкам, попавшим в тяжелое финансовое положение, предпочитала их закрывать. В результате с 1931г. число банковских банкротств стало резко нарастать, и в 1933 г. были закрыты на неделю все оставшиеся банки и соответственно заморожены все банковские расчеты. Только после этого администрация и ФРС США наконец решили принять срочные адекватные меры по исправлению ситуации в банковской сфере, которые заключались в том, что государство фактически гарантаровало стопроцентную компенсацию средств всем клиентам банков, которые вновь приступили к работе после недели так называемых «банковских каникул». Доверие к банковской системе было окончательно восстановлено только после введения в 1934 т. системы государственного страхования вкладов и депозитов представителей реального сектора экономики в коммерческих банках. Первоначально сумма страхового возмещения определялась в размере 2,5 тыс. долл., что соответствует примерно 25 тыс. современных долларов США, и уже через полгода она была увеличена до 5 тыс. долл., или 50 тыс. современных долларов (с учетом инфляции), в то время это означало практически стопроцентную компенсацию средств клиентов коммерческих банков.
С учетом этого опыта на протяжении всей последующей истории ФРС оперативно предоставляла банкам кредиты, как только их резервы оказывались меньше допустимого уровня. В результате, несмотря на то что экономика страны пережила еще целый ряд достаточно серьезных экономических кризисов, никаких существенных потрясений в банковской системе страны не происходило до начала 80-х годов. Характерно, что если за период 1921-1933 гг. в США было закрыто около 15 тыс. банков, то за весь период с 1934 по 1980 г. — менее 1 тыс. банков. В начале 80-х годов с переходом на монетаристские принципы жесткого регулирования денежной массы ФРС допустила возникновение банкротства ряда относительно небольших банков, что по цепочке привело к падению нескольких крупных банков. В 1982-1994 гг. США испытали крупнейший банковский кризис со времен Великой депрессии. В целом за период с 1980 по 2002 г. в США было закрыто свыше 1,5 тыс. банков. Вместе с тем благодаря наличию государственной системы страхования депозитов и активизации после начала кризиса участия ФРС в качестве кредитора коммерческих банков последней инстанции банковский кризис в США в 1982-1994 гг. не привел к повторению экономической ситуации периода Великой депрессии.
Безусловно, Центральный банк РФ не обладает таким многолетним опытом и знаниями рыночных механизмов, как ФРС США, и ему приходится учиться на собственных ошибках. В какой-то мере это объясняет, почему Банк России не только не оказал необходимой помощи коммерческим банкам в период кризиса и паники на рынке межбанковских кредитов в 1995 г., но в течение трех последующих лет постоянно ужесточал свои требования и условия существования российских банков, и этот процесс завешился кризисом 1998 г. Возможно, это связано с тем, что ЦБ РФ (учитывая, что в правительстве с этого времени стала преобладать точка зрения, в соответствии с которой число малых и средних банков должно быть максимально сокращено и банковскую систему должны представлять только крупные и крупнейшие универсальные банки) рассчитывал, что произойдет самоликвидация малых и средних банков и останутся только крупнейшие, тем более что для них были созданы особые щадящие условия.