Стратегии для сфокусированного универсального банка.
Мы живем в период смены ориентиров, реструктурирования, регулирования заново, перегруппировки сил и нового инжиниринга, сопровождающих экономический спад. Свирепствует глобальная конкурентная борьба, появляются новые структуры спроса и предложения, нарастает гонка. Смятение испытывают многие, комфорт — единицы: после «стабильного» прошлого наступило неопределенное настоящее, а впереди — неопределенное будущее. В такое время прогнозы уже можно считать удачными, если они хоть немного близки к истине или по меньшей мере не полностью ошибочны.
Дни традиционного универсального банка, когда делается всё, повсюду, одинаково для всех, многое по невыгодным ценам, сочтены. Прошлые достоинства оборачиваются обузой в будущем. Должен родиться новый тип трансформированного, сфокусированного и регенерированного универсального банка.
Существуют хорошие шансы, но требуются инициатива и способность к их реализации. Впереди у европейских банков решающие годы управления затратами, поиска новых ориентиров, трансформации, фокусировки и повышения уровня деятельности. Избыточные мощности, конкуренция со стороны не банков и квазибанков, РТТ, Интернет, конкуренция «снимателей сливок», секьюритизация, глобальные актеры, а также «банковские операции без участия банков» оказывают давление на институты и на их внутренних рынках.
Естественно, у каждого финансового института своя специфика и разные исходные пункты с соответственно по-разному распределенными сильными и слабыми сторонами. Не существует «единственно правильного решения», только лучшие решения. Для каждого финансового института высокий уровень сервиса, высокие технологии, широкие контакты и высокие результаты означают нечто иное.
Клиент станет еще более требовательным, сведущим в вопросах цен, времени, а также более критичным. Качество обслуживания станет не отличительной особенностью, а предпосылкой конкурентоспособности. Широкий охват и высокие результаты станут еще более важными: быть конкурентоспособным благодаря правильной оценке ситуации на рынке и потребностей клиентов в нужное время. Существует много факторов класса и контекста, позволяющих привлечь к себе внимание клиентов, однако их следует еще более умело использовать.
Чем больше клиент ориентирован на получение результатов, тем выше его требования, больше активность и международная ориентация. Чем сложнее проблема клиента, тем более высокого уровня компетентности и часто глобального подхода требует ее решение. Классические ИТ универсального банка должны расстаться со своей односторонней ориентацией на услуги; значительно больше необходима ориентация на клиентов ИТ. Необходима стандартизация качества всех стандартизируемых видов деятельности, чтобы больше времени посвятить интенсивным индивидуальным консультациям нестандартных процессов и продуктов.
Будущая конкурентоспособность в значительной мере проявляется в способности к инновациям и конкуренции на опережение: банковское дело — это выбор момента в «контрастном душе» финансовых рынков. Стопроцентно правильное решение, принятое с опозданием, автоматически становится неправильным. Рецепт: незамедлительная услуга с высоким уровнем компетенции, соответствующим контекстом и классом. Иная ситуация в промышленности стран с высокой стоимостью рабочей силы: здесь рациональная структура производства является естественной предпосылкой. Существенным требованием будущего станет ориентированная на требования рынка «рациональная схема развития» с быстрым доступом к рынку. Именно здесь с ростом конвергенции кредитных рынков, рынков ссудного капитала и различных видов коммерческой деятельности появятся дополнительные шансы для ориентированных на требования рынка универсальных банков с солидными капиталами.