Стратегии для сфокусированного универсального банка.
Управлять рынком всем, всяким, в любой момент и повсюду — невозможно. Универсальный банк будущего должен сконцентрироваться на избранных категориях услуг, и в этом будет состоять его отличие. Традиционный тип универсального банка фактически и психологически основывается скорее на принципе «и то и другое», чем «ни то ни другое». Будущий банк найдет среднее решение между обоими экстремальными вариантами. Поэтому фокусировка и получение эффекта рычага благодаря деятельности универсального банка требуют рациональной дисциплины в следующих шести областях:
- выбор сфер деятельности и сегментов, в которых данный банк может и хочет быть конкурентоспособным: в качестве исходной точки и фокуса необходимо использовать «естественные», традиционно сильные стороны. Только наличие сильных сторон и постоянный фокус способствуют созданию добавленной стоимости в течение длительного времени. Фокусировка означает место в действующей первой четверти (или возможность его получить) в отношении продуктов, клиентских сегментов, структуры затрат, рынка, географии.
Фокусировка означает отказ от неразумного и неконтролируемого разнообразия в отношении продуктов, клиентских сегментов, географии представительства в стране и за рубежом;
- оптимальная и гибкая фокусировка клиентуры с учетом меняющейся динамики рынка;
- максимализация дохода и минимизация затрат благодаря «экономии масштабов, границ и квалификации». В идеале упомянутые области деятельности эффективным образом дополняют друг друга;
- фокусировка означает также отказ от использования собственных сил в тех случаях, когда невозможно самостоятельно достичь критических величин;
- тщательный выбор внутренних информационных систем управления: наглядность — предпосылка для лучшего решения;
- надежность фокусировки на выбранных сферах деятельности благодаря квалифицированному маркетингу и высокой коммуникационной способности.
В периоды перемен стартовая позиция определяет возможность выхода на финишную прямую. Развивать имеющиеся естественные или традиционные сильные стороны проще, эффективнее и относительно менее рискованно, чем пытаться укрепить слабые места. Недостатки, поддающиеся воздействию, и опасности следует ограничить или нейтрализовать, чтобы они не создавали угрозы для сильных сторон и шансов. Тем самым создается барьер от проникновения «взломщиков» и «снимателей сливок». «Усиление сильных сторон» помогает фокусировке: для одних — это продвижение своих услуг или сегментов в верхнюю четверть, для других — изменение фактической сети сбыта или повышение уровня качества или и то и другое.
Уже только поддерживать сильные стороны на том же уровне достаточно сложно. Тем более велики затраты средств, времени и риск в случае намерения полностью исправить недостатки. Конкуренты тоже не спят. Тот, у кого нет своих подлинных преимуществ, не может создать их при помощи стратегии приобретений по принципу «забегания вперед». Тот, у кого сегодня нет своих подлинных преимуществ, уже завтра будет вынужден подчиниться сильнейшему. Пока еще имеющиеся в распоряжении секторы рынка и сегменты клиентского контингента могут вскоре потерять свою ценность.
Принцип концентрации на ключевых способностях автоматически ведет к самоограничению и фокусировке. «Усиление сильных сторон» ведет к концентрации и эффекту рычага имеющихся ноу-хау или существующих инфраструктур. Универсальный банковский бизнес и фонды — типичный пример применения эффекта рычага для уже имеющихся в принципе сил. «Усиление сильных сторон» или «нейтрализация слабых» еще не подразумевают поглощения одного банка другим. Столь же выгодным или даже более интересным может оказаться использование признанных специалистов и коллективов, что привлекает особое внимание к инвестиционным банкам.