Традиционная теория финансового посредничества: трансакционный и информационный подходы.

Другой важный аспект деятельности финансовых посредников, на который
Дж. Бенстон и К. Смит обратили особое внимание, состоит в том, что финансовые продукты производятся и реализуются посредниками при условии рентабельности их деятельности, т. е. при условии, что цена финансовых продуктов покрывает все производственные и трансакционные издержки самих посредников, в том числе затраты на привлечение ресурсов кредиторов. Эта рентабельность достигается благодаря сравнительному преимуществу посредников в осуществлении многочисленных операций, связанных с поиском и сбором необходимой информации для оценки кредитоспособности заемщиков и стоимости их обеспечения, подготовкой финансовой документации, осуществлением кредитного мониторинга и т. п. Источниками этого преимущества служат широкий доступ к разнообразной финансовой информации и наличие опыта ее финансовой экспертизы, экономия, обусловленная масштабами (economies of scale) производства при специализации, экономия транспортных расходов в результате продажи широкого ассортимента продуктов в одном институте, экономия от диверсификации деятельности. Позднее авторы дали иное название указанной экономии — экономия от разнообразил.

Приведенные характеристики деятельности финансовых посредников позволили авторам ответить на вопрос, почему подобные продукты и услуги производятся именно ими. Это объясняется достижением посредниками комбинированного эффекта от экономии при производстве финансовых продуктов и снижения трансакционных издержек их потребителей.

Информационный подход в теории финансового посредничества начал развиваться также в 1970-е годы под значительным влиянием работ ведущих теоретиков «информационной экономики», лауреатов Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джорджа А. Акерлофа (George A. Akerlof), Майкла А. Спенса (Michael A. Spence) и Джозефа Е. Стиглица (Joseph Е. Stiglitz). Они установили универсальность феномена асимметричности рыночной информации, ее присутствие на многих рынках. Асимметрия информации характеризует ситуацию,
в которой одни участники рынка информированы больше, чем другие.

Применительно к финансово-кредитной системе асимметрия информации означает, что продавцы и покупатели финансовых инструментов (активов) находятся в заведомо неравном положении, что позволяет продавцам вводить в заблуждение потенциальных покупателей относительно качества таких активов,
т. е. передавать неинформированной стороне неполную или искаженную информацию. В литературе различают два типа асимметрии информации в зависимости от того, существует такая асимметрия между сторонами до и на момент заключения контракта (ex ante) или она проявляется уже после его заключения (ex. post). Асимметрия первого тиса получила название неблагоприятный отбор (предконтрактная асимметрия информации), а асимметрия второго типа — название «моральный риск» (постконтрактная асимметрия информации).

Неблагоприятный отбор — ситуация, в которой одна сторона по договору (например, кредитор или инвестор) знает о финансовом положении продавца финансовых активов (заемщика или реципиента инвестиций) или о качестве его проекта меньше, чем продавец. Моральный риск — ситуация, в которой после заключения контракта покупатель актива хуже информирован о ходе его выполнения по сравнению с продавцом (наличие скрытой информации) либо не может наблюдать некоторые действия последнего (наличие скрытых действий).

Первыми учеными, которые применили идеи современной информационной экономической теории при исследовании финансового посредничества, были Хейн Е. Лилэнд (Hayne Е. Leland) и Дэвид X. Пайл (David Н. Pyle) . Они пришли к выводу, что наличие трансакционных издержек при всей их важности не может быть единственным объяснением существования финансовых посредников. В качестве первичной причины этого они указали на наличие информационной асимметрии. Обращение к асимметрии позволило им ответить также на вопрос, почему активность посредников характеризуется высокой долей заемных средств.

А. Канаев

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 апреля снизилась на 0,03% и составила 63746,442 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,73 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 93,1697 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 99,8811 руб.
17:57Рынок российских акций торгуется в незначительном минусе
17:49Нефтяные цены опять перешли к снижению
17:42Потребительское доверие в США в апреле резко понизилось
17:34Выручка PayPal в 1-м квартале увеличилась на 9%, чистая прибыль - на 12%
17:24Американские фондовые индексы снижаются в начале торгов
16:51Чистая прибыль Coca-Cola в 1-м квартале подросла на 2%
16:32Страны G7 хотят снижать зависимость от России в области атомной энергии
16:17Квартальная прибыль McDonald's повысилась на 7%
16:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 16:00 мск 30 апреля снижается
15:58Аналитики прогнозируют рост ВВП Казахстана в январе-апреле в диапазоне 3,6-4,2%
15:45Средневзвешенный курс доллара США к российскому рублю со сроком расчетов "завтра" по состоянию на 15:30 мск составил 93,2728 руб.
ООО Консалт ПРОЕКТ/Бухгалтерские услуги/84852 95 70 30/Ярославль Бухгалтерские услуги, консультации юридическим и физическим лицам, оптимизация налогообложения, восстановление бухучета, регистрация Ооо и ип, аутсорсинг.

 

Купить отличные часы представительского класса по низким ценам руб. Часы "Grand Touring" Характеристики товара: