Традиционная теория финансового посредничества: трансакционный и информационный подходы.
В основу анализа деятельности финансовых посредников и структуры их капитала при финансировании инвестиционных проектов X. Лилэнд и Д. Пайл положили ситуацию неблагоприятного отбора. Данная проблема, по мнению этих авторов, может быть разрешена после поступления неких «сигналов» от предпринимателей о качестве их проектов. В виде такого сигнала выступает желание предпринимателей инвестировать в проект собственные средства, что для кредиторов служит убедительным свидетельством серьезности их намерений и уверенности в качестве проекта.
Эти исходные положения позволили авторам раскрыть особенности деятельности финансовых посредников. Последние могли бы действовать как информационные посредники, с тем чтобы собирать и продавать точную информацию об определенных классах активов потенциальным кредиторам (инвесторам). Такая деятельность существенно расширила бы рамки финансирования и способствовала бы развитию финансового рынка, а благодаря экономии от масштаба вполне могла бы быть рентабельной. Однако, как убедительно показали X. Лилэнд и Д. Пайл, для надежной и рентабельной работы указанных посредников необходимо, чтобы они не ограничивались информационной деятельностью, а становились полноценными финансовыми посредниками, которые используют собственную специализированную информацию для самостоятельного приобретения активов. Данные посредники стремятся активно привлекать заемные средства и для того, чтобы убедить кредиторов (инвесторов) в надежности и доходности их инвестиций, подают последним «сигнал» в виде вложений в проект собственного капитала. Тем самым формирование собственного капитала посредника и высокое качество приобретаемых им активов (активов с низким риском) являются необходимыми условиями для его нормальной посреднической деятельности — поддержания высокой доли заемных средств (high degree of leverage) в структуре капитала.
Авторы также сделали интересный вывод, что появление посредников, способных собирать достоверную информацию и проводить более точно сортировку различных категорий заемщиков по уровню риска (sorting a class of risks), чем индивидуальные кредиторы, приводит к постепенному уменьшению размера прямого финансирования. Это связано с тем, что предприниматели, имеющие проекты с уровнем риска, меньшим, чем среднерыночный, будут стремиться взаимодействовать с более информационно-эффективным кредитором, способным правильно оценить уровень риска и установить ставку процента по кредиту ниже среднерыночной. В результате посредники последовательно будут «очищать» рынок от наиболее привлекательных по степени риска проектов, что приведет к увеличению среднерыночного его уровня и усилит стремление каждой следующей рисковой группы к сотрудничеству с посредником. В итоге все категории рисковых заемщиков будут взаимодействовать с информационно-эффективным финансовым посредником.
Разработанный X. Лилэндом и Д. Пайлом информационный подход получил дальнейшее развитие в работе Тима С. Кэмпбелла (Tim S. Campbell) и Вильяма А. Крэкоу (William A, Kracaw), посвященной анализу деятельности финансовых посредников в качестве производителей информации. Согласно аргументам, приведенным Кэмпбеллом и Крэкоу, ни экономия трансакционных издержек, ни информационное производство, взятые сами по себе, не могут дать убедительного объяснения существования феномена финансового посредничества. По их мнению, оба подхода являются скорее взаимодополняющими, или комплементарными, объяснениями (complementary explanation of intermediation). Посредники возникают как производители информации именно потому, что ее производство и обеспечение трансакционных, а также других посреднических услуг являются естественными комплементарными видами их активности. Поэтому посредники возникают Там, где они рентабельно могут совместно производить информацию И другие ценные для инвесторов продукты и услуги. В качестве таких услуг Т. Кэмпбелл и В. Крэкоу называют трансакционные услуги и продажу страховых полисов. Последнее означает, что страховые компании становятся важными производителями информации и активно вовлекаются в финансирование инвестиционных процессов.