ТНК: проблемы монополизации и коррупции.
Как это ни странно, рынок, являясь одним из самых совершенных экономических институтов, в процессе эволюции сам порождает и постоянно воспроизводит двух своих злейших врагов - монополизацию и коррупцию. Они подрывают основу рынка - свободную конкуренцию - и вносят в рыночные структуры искажения, способные привести к гибели саму рыночную организацию экономики. Для борьбы с ними рынок вынужден прибегать к помощи своего постоянного оппонента - государства, антимонопольная и антикоррупционная деятельность которого являются важнейшими элементами его экономической политики во всех ведущих странах мира.
Сходство двух таких разных явлений, как монополизация и коррупция, заключается в том, что они устраняют свободное конкурентное рыночное ценообразование и устанавливают власть над ценами. Монополия (от "моно" - один и "полис" -продаю), являясь единственным продавцом на рынке, имеет возможность управлять ценой по своему разумению, и это зачастую идет вразрез с интересами общества. Конечно, чистой монополизации, как и рынка совершенной конкуренции практически не бывает, и власть над ценами никогда не становится абсолютной. Исключение составляют естественные монополии, занимающиеся производством общественно необходимых благ: снабжением газом, электроэнергией, услугами телефонной связи и т.д. В этих случаях монополист, работая под контролем государства, может экономить на масштабах производства и поставлять блага по достаточно низкой, регулируемой государством, цене. Такая монополизация считается допустимой.
Однако в большинстве случаев значительный уровень монополизации вреден. Монополистическую власть над рынком можно сравнить с властью над природой. Человек постоянно стремится переделывать природу в своих интересах, властвовать над ней. Он орошает земли, строит каналы, осуществляет мелиорацию. Однако легко можно перейти допустимый уровень воздействия и начать использовать власть во вред природе и в конечном счете человечеству. Точно так же и с монополистической властью над рынком. Определенный уровень монополизации позволяет концентрировать ресурсы, снижать цены и оказывается полезным для общества в целом, но когда некоторый критический уровень перейден, конкуренция ослабевает, и общество несет потери от несовершенной конкуренции.
Реально сейчас на многих рынках сложилась олигопольная структура, когда 5-7 ведущих ТНК контролируют значительную часть мирового рынка. О допустимости уровня конкуренции можно судить только после ее тщательного анализа на определенном рынке, в конкретной стране.
Антитрестовское законодательство США устанавливает следующие критерии для заключения о факте установления на рынке монополистического превосходства одного или нескольких предприятий: 33% от общего объема рынка для одного предприятия, 50% - для трех, 66,6% - для пяти.
Наиболее старое и развитое американское антитрестовское законодательство базируется на трех "китах", трех основных законодательных актах:
1. Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, сговор о ценах, захват' единоличного контроля в той или иной отрасли.
2. Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, пересекающиеся директораты и т.д.
3. Закон Робинсона - Пэтмэна (1936 г.) - запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: "ножницы цен", ценовую дискриминацию и т.д.
Наглядным примером ценовой дискриминации является продажа билетов на посещение Провала в Пятигорске Оста-пом Бендером в "Двенадцати стульях": "Приобретайте билеты! Десять копеек! Студентам - пять копеек! Не членам профсоюза - тридцать копеек!". В США такая торговля была бы незаконной.