Специфика реализации процессов интеграции банковского и промышленного капитала в Южной Корее.
Развитие процессов диверсификации производства в южнокорейских группах имело (и имеет) свою специфику. Так, например, этот процесс у группы "Лаки Голдстар" выглядел таким образом: конец 40-х годов — химическая промышленность, затем в 50-60-е годы — развитие энергетики, сталелитейной промышленности, строй индустрии и т.д. В целом же можно сказать, что, несмотря на очевидную специфику развития диверсификации производства у отдельных южнокорейских чеболей, общая стратегия диверсификации развертывалась по линии движения "от простого к сложному" (повторяя тем самым, по существу, японский путь диверсификации производства).
Используя постоянную финансово-экономическую поддержку со стороны правительства страны, чеболи превратились в доминирующий элемент хозяйственной структуры Республики Корея. Уже в 1993 г. объем продаж 10 ведущих чеболей страны составил около 150 млрд долл, или примерно половину ВНП Республики Корея. В эту десятку ведущих чеболей входили:
"Самсунг" — электроника, электротехника, химия, машиностроение;
"Дэву" — автомобилестроение, машиностроение, транспорт;
"Хёндэ" — автомобилестроение, судостроение, электротехника, электроника, энергетика;
"LG" — электроника, электротехника, энергетика;
"Сонгён" — энергетика, химия, автотранспорт;
"Ханчжин" — машиностроение, транспорт, строительство;
"Санчъён" — энергетика, автомобилестроение, цветная металлургия;
"Киа" — автомобилестроение, черная металлургия;
"Ханхва" — энергетика, химия, транспорт;
"Лоттэ" — химия, транспорт, пищевая промышленность, туризм.
При этом объем продаж "большой четверки" ("Самсунг", "Дэву", "Хёндэ" и "LG") был эквивалентен примерно 1/3 ВНП страны.
Начиная с 1975 г. на базе крупнейших финансово-промышленных групп в Республике Корея стали формироваться универсальные торговые компании, такие как: "Дэву", "Хёндэ", "Самсунг", "Лаки Голдстар", "Кукьё", "Хёсунг", "Сангьёнг", "Бандо трэйдинг", "Ссангьёнг", "Кумхо", "Кореа трэйдинг" и др. При этом следует подчеркнуть, что внешнеэкономическая ориентация деятельности южнокорейских чеболей, экспорт входящими в их состав фирмами товаров и услуг всемерно поддерживался правительством страны. Так, большое значение имело предоставление правительством Республики Корея в 1975 г. ряду чеболей статуса "генеральных торговых компаний", обеспечивающего им право на дополнительные налоговые и финансовые льготы. Чтобы получить такой статус, экспорт конкретных чеболей должен был превышать 2% от общего объема экспорта страны.
Следует отметить, что роль таких финансово-промышленных групп, как чеболи, подвергалась в Республике Корея критике как со стороны экономистов-аналитиков, так и со стороны правительства страны. Это было особенно характерно в конце 80-х годов. С деятельностью чеболей они связывали такие проблемы, как деформация рыночного механизма, гигантомания и искусственное ограничение деятельности малого и среднего бизнеса. В этот период в Республике Корея были предприняты попытки сдержать дальнейшую концентрацию и централизацию капитала, монополизацию экономики, вводились ограничения на слияние дочерних компаний крупных конгломератов, был усилен контроль за характером соглашений и сделок чеболей между собой и др.
В начале 90-х годов (1993 г.) Министерство торговли и промышленности обязало 10 ведущих конгломератов определить для себя три ключевые отрасли специализации, 20 следующих за ними по величине финансовых групп — по две отрасли. Было принято решение об ограничении числа дочерних компаний чеболей.
Однако одновременно с этим был снят ряд ограничений на банковские операции, государство продолжило свою политику по поддержке чеболей в области НИОКР. Правительство поддерживает стратегию ведущих южнокорейских чеболей по транснационализации и более того глобализации их коммерческой деятельности, прежде всего в области производства продукции высоких технологий. Тем самым предполагается расширение возможностей на внутреннем рынке для малого и среднего бизнеса.