Банки и государственная инвестиционная политика.

Мировой опыт свидетельствует, что административные органы и частные финансовые структуры при финансировании высокотехнологического сектора решают разные задачи. Административные органы нацелены на обеспечение макроэкономической эффективности, создание долгосрочных условий для технологического и экономического развития страны. Независимые рыночные агенты финансового сектора стремятся извлечь прибыль и обеспечить безопасность вложений, т.е. создать условия для микроэкономической эффективности. Поэтому, согласно исследованиям М. Девэтрипон и Е. Мэскин (Dewatripont М. and Raskin Е.), децентрализованная финансовая система, как правило, недоинвестирует в долгосрочные производственные проекты, особенно если они содержат значительную инновационную компоненту.

В результате для мобилизации финансовых ресурсов на стратегических направлениях развития, а также в целях обеспечения макроэкономической эффективности инвестиций государство вынуждено вмешиваться в процессы финансирования инноваций и инвестиций. И это, как свидетельствуют многочисленные исследования, автоматически обусловливает повышенную роль банковского финансирования.

Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективной формой деятельности банков развития является смешанное государственное и частное финансирование. Есть две его основные модели. Первая - специальные инвестиционные институты, в капитале которых наряду с государством представлены частные инвесторы (главным образом банки). Вторая - долевое финансирование инвестиционных проектов из государственного и частного капитала, где государство лишь дополняет средства частных учреждений (яркие примеры - Франция (Credit Foncier), Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau), Япония (Japan Development Bank, Industrial Bank of Japan).

Как отмечает В. Даймонд (Diamond W.), хотя «сумма ресурсов, предоставляемых банками (развития) достаточно мала, в определенное время они доступны для стратегически важных предприятий и отраслей, и важность этого существенно выше, чем можно было бы предположить исходя только из объемов кредитования». Именно этот качественный, а не количественный аспект участия государства в инвестиционном процессе признается многими исследователями как наиболее важный в деятельности институтов развития. И не случайно в ряде развитых рыночных стран такие финансовые организации существуют до сих пор.

Государство при финансировании приоритетных направлений национальной экономики решает ряд качественных задач. Наиболее важные из них - это, во-первых, разработка методик оценки долгосрочных рисков вложений в производственный сектор, которые затем распространяются в частную финансовую сферу. Во-вторых, появление класса специалистов, способных организовывать долгосрочное финансирование. Кроме того, участие государства может стать своеобразным индикатором, характеризующим перспективность развития тех или иных предприятий/отраслей. В условиях значительной информационной асимметрии частные финансовые институты ориентируются главным образом на компании, самостоятельно осуществляющие достаточно большое инвестирование. Вложения институтов развития могут играть практически ту же роль, что и собственный капитал. Однако их принципиальное отличие - концентрация в отраслях, имеющих стратегическое значение для экономики. Это означает, что частные финансовые потоки, следующие за банками развития, будут способствовать оптимизации меж- и внутриотраслевой структуры, а не ее консервации или даже ухудшению, как это происходит обычно.

О важности решения именно этой задачи свидетельствует, например, то, что в большинстве стран банки развития дополняются частичным рефинансированием вложений финансовых учреждений в наиболее «сложные» группы заемщиков (малые и средние компании, высокотехнологический сектор) со стороны Центрального банка. В качестве залога от кредитных учреждений принимаются обязательства по выданным ими кредитам, а также векселя нефинансовых компаний. При этом объем рефинансирования напрямую зависит от уровня развития экономики. В Восточной Европе, например, он достигает 10-15% кредитного портфеля банковской системы, тогда как в Западной Европе - порядка 5%.

Я. Сергиенко

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 апреля снизилась на 0,03% и составила 63746,442 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,73 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 93,1697 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 99,8811 руб.
17:57Рынок российских акций торгуется в незначительном минусе
17:49Нефтяные цены опять перешли к снижению
17:42Потребительское доверие в США в апреле резко понизилось
17:34Выручка PayPal в 1-м квартале увеличилась на 9%, чистая прибыль - на 12%
17:24Американские фондовые индексы снижаются в начале торгов
16:51Чистая прибыль Coca-Cola в 1-м квартале подросла на 2%
16:32Страны G7 хотят снижать зависимость от России в области атомной энергии
16:17Квартальная прибыль McDonald's повысилась на 7%
16:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 16:00 мск 30 апреля снижается
15:58Аналитики прогнозируют рост ВВП Казахстана в январе-апреле в диапазоне 3,6-4,2%
15:45Средневзвешенный курс доллара США к российскому рублю со сроком расчетов "завтра" по состоянию на 15:30 мск составил 93,2728 руб.
пылеуловитель цена Сжатый воздух из ресивера через электромагнитные клапаны поступает в продувочные трубы, расположенные над открытыми торцами фильтровальных элементов в камере очищенного воздуха. Импульс сжатого воздуха через сопла в продувочных трубах направляется внутрь фильтровального элемента, сбрасывая пыль с его наружной поверхности. Пыль, отряхиваемая с фильтровальных элементов, осыпается в бункер и через устройство выгрузки удаляется из фильтра.