Венесуэла. Банковский кризис и экспансия иностранного капитала.
Структурные изъяны венесуэльской кредитной системы наряду с фактической утратой государственного контроля за ее функционированием во многом явились причиной развития системного банковского кризиса, явные признаки которого проявились в конце 1993 г. Вступивший в силу только в январе 1994 г. новый банковский закон не смог предотвратить развитие негативных тенденций. Кризис начался с банкротства в январе 1994 г. Banco Latino, занимавшего второе место в стране по объему депозитов. Уже в 1993 г., когда впервые произошел массовый отток средств с его счетов, Banco Latino, чтобы погасить ажиотажный спрос, был вынужден прибегнуть к крупномасштабной продаже активов и использованию займов Центрального банка Венесуэлы. К концу 1993 г., когда сумма изъятых вкладов вдвое превысила объем капитала банка, он прекратил дальнейшие выплаты. В связи с этим деятельность Banco Latino и учреждений, входящих в ту же финансовую группу, была приостановлена. Финансовые обязательства группы, объем которых превышал 10% общей суммы депозитов всех коммерческих банков страны, были заморожены.
Закрытие Banco Latino совпало с приходом к власти нового правительства, что усложнило процесс урегулирования ситуации. Вместе с тем уже введенное в действие новое банковское законодательство облегчило принятие соответствующих санкций в отношении Banco Latino с использованием более жестких норм и правил. Новый закон, в частности, предусматривал более высокие требования к капиталу банка (отношение капитала банка к активам, взвешенным по уровню риска, должно было, как минимум, составлять 8%) и, кроме того, наделял надзорные органы большими правами в отношении обанкротившихся банков.
Неопределенность, связанная с Banco Latino, вызвала отток вкладов еще из двух банков, входящих в ту же финансовую группу, а затем и из других неблагополучных в финансовом отношении учреждений, на долю которых приходилось в общей сложности свыше 30% всех депозитов банковской системы. Фонд гарантии депозитов оказал этим банкам крупномасштабную поддержку, используя первоначально собственные ресурсы, а затем и займы ЦБ. В то же время ЦБ, чтобы не потерять контроль над ситуацией, продолжал переучетные операции с проблемными учреждениями. Были разработаны и специальные механизмы, посредством которых "здоровые" банки могли направлять часть своих резервов институтам, испытывающим нехватку ликвидных ресурсов. В частности, чтобы облегчить трансферт средств, были понижены с 15 до 12% резервные требования.
Однако непрекращающийся отток депозитов, бегство капиталов и резкое снижение золотовалютных резервов ЦБ вынудили правительство в целях защиты вкладчиков ввести в действие в марте 1994 г. закон, в рамках которого была осуществлена временная национализация Banco Latino. К этому времени FOGADE затратил уже 300 млрд боливаров (1,8 млрд долл., или 3,6% от объема ВВП в 1994 г.), чтобы покрыть убытки этого банка. Потери последнего оказались гораздо выше, чем ожидалось, ввиду отражения им операций, связанных с высоким риском, на внебалансовых счетах. К концу 1993 г. потери Banco Latino более чем в три раза превысили его кредитный портфель. Когда банк возобновил свою деятельность, вкладчикам была предоставлена возможность получить замороженные ранее депозиты, но не выше 10 млн боливаров. Депозиты, превышающие эту сумму, погашались долгосрочными государственными облигациями.
Несмотря на предпринятые усилия, правительству не удалось восстановить доверие к финансовой системе. В начале июля 1994 г. ЦБ прекратил кредитование FOGADE и было осуществлено административное вмешательство в деятельность 8 неблагополучных финансовых институтов, на которые приходилось примерно 21% всех депозитов. К этому моменту 500 млрд боливаров (примерно 3,4 млрд долл., или 6% от ВВП 1994 г.) были уже вложены в эти банки, однако их еще не покрытые обязательства достигали суммы, эквивалентной 3,5% ВВП.