Транснационализация экономической деятельности как объективная тенденция в развитии мировой экономики.
Формирование глобальных компаний объясняется стремлением ТНК получить экономию на масштабах и достичь критических размеров, использовать сравнительные преимущества различных региональных зон, а также необходимостью присутствовать на важнейших рынках, чтобы максимально быстро возместить расходы на НИОКР. В результате происходит формирование международных производственных систем, управляемых с помощью новейшей информационной технологии. Подобные системы могут быть интегрированы в рамках отдельной компании. Например, японская компания "Хитачи" оптимизирует распределение своей деятельности в международных масштабах в зависимости от особенностей регионов размещения ее филиалов: в новых индустриальных странах Азии размещается массовое производство уже известной продукции (магнитофонов), а в странах Западной Европы и Северной Америки — производство продукции с высокой долей добавленной стоимости — интегральных схем, оптических систем и т.д.
ТНК используют в своих интересах тенденцию к формированию региональных торговых блоков.
Так, еще до создания блока "Меркосур", объединяющего Бразилию, Аргентину, Уругвай и Парагвай, в котором таможенные барьеры предполагалось устранить до конца 1994 г., действующие здесь автомобильные компании "Форд мотор" (США) и "Фольксваген" (Германия) стали искать пути рационализации производства в Бразилии и Аргентине. Их совместная компания "Аутолатина" с 1987 г. сократила 35% занятых и число предприятий с 15 до 10 . Цель автомобильных ТНК — создать предприятия, которые снабжали бы региональный рынок, а не рынки отдельных стран.
Как уже отмечалось, в последние годы более половины прямых инвестиций приходилось на отрасли сферы услуг.
ТНК контролируют основную часть научно-технических потенциалов развитых стран, что позволяет им играть ведущую роль в международном обмене технологий (где на их долю приходится 80% оборотов) и научно-техническими знаниями, оказывать глубокое воздействие на НТП и структурные сдвиги в мировом хозяйстве.
В последнее время ТНК все чаще идут на заключение межфирменных соглашений о сотрудничестве в сфере НИОКР и освоение их результатов в производстве, получивших название стратегических альянсов или партнерств.
Хотя некоторые ТНК придают своей деятельности в области НИОКР глобальные масштабы, покупая или организуя лаборатории в разных странах, где для этого есть условия и, главным образом, специалисты, однако общим правилом для них по-прежнему является следующее: фирмы накапливают главные знания и проводят основные НИОКР в "своей" стране, чтобы лучше контролировать их распространение.
Организуя НИОКР, ТНК учитывают общемировые тенденции в развитии инновационной деятельности, которые, по мнению венгерского специалиста
Б. Санто, сводятся к следующему:
- повышение темпов роста производства и международного обмена;
- сохранение высокого уровня финансовых транскаций: в 80-х годах межотраслевое движение капиталов в форме займов, кредитов, торговли ценными бумагами, валютных операций и т.д. в 40 раз превышали международный товарооборот; ежедневные валютные сделки на финансовых рынках оцениваются в 1 трлн долл. против 650 млрд долл. пять лет тому назад;
- расширение ассортимента продукции, который за последние 25 лет возрос в 10 раз;
- сокращение средней продолжительности жизни продукции: за 25 лет она сократилась на 25%;
- все более быстрое моральное устаревание научно-технической и патентной информации: средний срок "жизни" патента составляет 14 лет, в том числе в микроэлектронике — 4-5 лет;
- средняя продолжительность инновационного периода сократится до 3—5 лет;
- снизится средний срок распространения инноваций, который каждые 20 лет сокращается наполовину и составляет сейчас 4-6 лет.
Ч. Купер, директор Института новых технологий при университете ООН, указал на изменения в характере промышленной конкуренции, проявившиеся в переходе от концепции, основанной на минимизации издержек при данной технологии (ценовая конкуренция), к концепции, ставящей во главу угла использование новых технологий (инновационная конкуренция).