Транснационализация экономической деятельности как объективная тенденция в развитии мировой экономики.
Смысл глобальной стратегии ТНК сводится к такой организации планирования, управления, производства, закупок, сбыта, технологической и финансовой политики, при которой деятельность всех элементов интернационального экономического комплекса ТНК подчиняется интересам фирмы как единого целого. Важнейшим средством глобальной оптимизации деятельности ТНК является механизм трансфертных цен, по которым осуществляется внутрикорпорационный обмен товарами и услугами, составляющий все большую часть современной мировой торговли.
Ф. Котлер считает, что в 90-х годах основными направлениями стратегии ТНК будут следующие:
- стратегия повышения качества продукции; при этом качество должно меняться не только с учетом чисто технических (инженерных) возможностей, но и, главным образом, в вопросах повышения качества главная роль перейдет от инженеров к специалистам по маркетингу;
- стратегия повышения качества производственных процессов, особенно за счет ликвидации потерь времени и ресурсов на «тыках функциональных подразделений; это потребует создания междисциплинарных групп для комплексного решения проблем по всей производственной цепи;
- стратегия, ориентированная на наилучшее удовлетворение запросов и обслуживание потребителей;
- стратегия, ориентированная на повышение эффективности, в том числе за счет отказа от чрезмерной вертикальной интеграции, которая снижает эффективность (например, у "Дженерал Моторз" был свой завод по производству "коробок передач", сбыт продукции которого был гарантирован, что не побуждало его к совершенствованию);
- стратегии, ориентированные на маркетинг;
- стратегия глобальной координации производственных процессов и глобальной логистики (систем материально-технического снабжения), включая непрерывный мониторинг НИОКР во всех филиалах;
- стратегия "турбо-маркетинга", направленная на выигрыш во времени: так, японские автомобильные компании получают значительный выигрыш от ускорения процессов разработки новых машин, в основном, за счет высокой степени стандартизации различных компонентов, на основе которых разрабатываются новые модели.
Все более существенное значение в общемировом процессе развертывания транснациональной экономической деятельности приобретает деятельность транснациональных банков (ТНБ). Национальные границы уже давно стали тесными и все более условными для банковских операций. Известно, например, что финансовым центром Германии является Франкфурт-на-Майне. Однако, крупнейший немецкий банк — "Дойче Банк" — основную деятельность ведет в Лондоне (где он несколько лет назад приобрел английский банк "Морган Гренфелл"). Ведущие европейские коммерческие банки Swiss Bank Corp. и Dresdner Bank купили British merchant banks, чтобы обеспечить получение дохода одновременно с рынков капитала и инвестиций. National Australia Bank (NAB) в рамках программы выхода за национальные границы приобрел Ulster Bank, Yorkshire Bank, Clydtsdale Bank и National Irish Bank. Активно обсуждаются проблемы раздела банковского рынка Скандинавских стран между несколькими крупными банками, логическим развитием которой будет создание паннордического банка.
Аналогичные тенденции проявились практически во всех ведущих промышленно развитых странах. В результате, к настоящему времени фактом является существование международного банковского сообщества — international banking community, как мощной, широко разветвленной и развивающейся системы отношений.