Проблемы и перспективы транснационализации российского капитала.
Большой неоцененный потенциал имеет информационный сектор.
На первый взгляд Россия столь катастрофично отстала в сфере информационных технологий, которые преимущественно связываются с компьютерной техникой, что неспособна конкурировать даже на собственном информационном рынке.
Однако в современной трактовке информационный сектор экономики включает в себя как составляющие сферы науки, образования, инновационный комплекс и т.д. В этом расширительном смысле он уже сейчас дает наибольший вклад в "экспорт" из России.
Таким образом, речь идет о создании институтов управления и развития информационных ресурсов. Эти институты могут быть различны по организации по формам собственности, но они должны регулироваться государством и руководствоваться государственными интересами России.
При соответствующей организации уникальные российская наука и уровень образования в сочетании с новейшими информационными технологиями и широким использованием глобальных компьютерных сетей могут обеспечить России достойное место в мировом информационном сообществе.
По существу, развитию нашей страны в направлении информационного способа производства и информационного общества нет альтернативы, если не считать переход на полуколониальное положение.
Выбор основного направления развития в разные периоды осуществлялся всеми развитыми ныне странами, и их опыт весьма поучителен.
Когда в конце 60-х годов закончилось послевоенное восстановление Японии, перед ней встал вопрос о выборе исторической перспективы. Кстати, отставание Японии от передовых стран было еще большим, чем у России сейчас. Существовали две реальные альтернативы: развитие индустрии благосостояния, строительство дорог, жилья и т.д. и ставка на развитие информационных технологий, телекоммуникационных систем, информатизацию общества. Япония выбрала второй путь. Известен оригинальный и, как оказалось, весьма эффективный способ осуществления начальной стадии информатизации, на которой Япония подписала порядка 36 тыс. лицензионных соглашений, заплатив за это 12 млрд долл. образца 50-х, 60-х годов. Спустя четверть века Япония оказалась наиболее процветающей страной мира.
Японский опыт в той или иной модификации был учтен при выработке информационной политики во Франции (конец 70-х годов), в Великобритании (начало 80-х годов), ФРГ (конец 80-х годов) и т.д.
Даже опыт ряда африканских, латиноамериканских и азиатских государств показал, что государственная политика, ориентированная на информационный сектор, дает самый большой вклад в ВВП.
Один из важных фактов, лежащих в основе информационно-финансового подхода, заключается в том, что все передовые страны переходят на производство "информационно емких" продуктов, что означает увеличение доли инноваций, дизайна, маркетинга и других информационных составляющих в его стоимости.
Для возвращения в ряды передовых стран Россия должна в короткие сроки провести переход к информационному способу производства и в дальнейшем к прорыву на мировые информационные рынки. Ошибкой было бы пытаться повторить путь развитых стран в области информатизации. Все, что уже достигнуто мировым сообществом, нужно осваивать на основе механизмов "внутренней транснационализации", совместного предпринимательства и т.д.
Мы должны стремиться к выходу на международные рынки с интеллектуальными базами данных, экспертными системами и другими информационными технологиями, использующими наиболее сильную сторону нашей страны — ее высокий научно-технический и интеллектуальный потенциал.
Для выполнения планов экспансии в информационной сфере необходимо существенно пересмотреть государственную информационную политику и создать на базе ведущих организаций в этой области мощную финансово-промышленную группу, способную решать весь спектр внутригосударственных задач информатизации и выпускать информационные продукты, конкурентоспособные на мировом рынке.