Латинская Америка. Государственные банки в условиях неолиберальных преобразований.
Кредитно-банковские системы большинства латиноамериканских стран, сформировавшиеся в рамках госкапиталистической модели развития, отличались, прежде всего, наличием довольно разветвленной структуры государственных кредитных учреждений. В ряде стран региона госсектор в кредитной сфере со временем разросся и приобрел большой вес в экономике. В его рамках оформился особый тип инвестиционных институтов — "корпорации развития", или "банки развития". Наибольшую известность среди них получила мексиканская корпорация Nacional Financiera (NAFIN), созданная еще в 1934 г. и ставшая прообразом аналогичных кредитных учреждений в других латиноамериканских странах. Ей соответствуют или соответствовали, например в Чили, — Corporacion de fomento, в Бразилии — Banco Nacional de desenvolvimento economico у social, в Аргентине — Banco Nacional de desarrollo, в Венесуэле — Corporacion venezolana de fomento, в Колумбии — Corporacion financiera colombiana, в Перу — Corporacion financiera de desarrollo, и т.д..
На протяжении довольно длительного периода времени, а практически до конца 80-х годов, государственные банки выступали в роли одного из основных инструментов правительственной политики по перераспределению финансовых потоков с учетом приоритетов и задач общенациональных программ экономического и социального развития. При этом между частными и государственными и институтами сложилось довольно четкое разделение функций как по формам, так и направлениям деятельности. Первые специализировались преимущественно на аккумуляции денежных сбережений населения, выдаче краткосрочных ссуд, обслуживании расчетов клиентуры в частнохозяйственном секторе. Значительную часть своих средств они традиционно направляли на кредитование наиболее доходных торговых операций и экспортных поставок.
Государственные же банки обслуживали как частный, гак и, в особенности, государственный сектор экономики. Именно они являлись основным источником средне- и долгосрочных займов, использовавшихся на цели развития производства в ключевых отраслях хозяйства. В фокусе их интересов были крупные инвестиционные проекты в сельском хозяйстве, промышленности (включая и частный сектор), инфраструктуре; городском хозяйстве; становление и совершенствование системы розничной торговли; малое и среднее предпринимательство. Их главная задача заключалась в предоставлении средств в размерах и на условиях, соответствующих объему и характеру осуществляемых проектов, т.е. обеспечивающих высокий, как правило, уровень капиталовложений, длительные сроки окупаемости, низкую рентабельность. По существу они действовали в сферах, лежащих за пределами приоритетов частного банковского бизнеса, но развитие которых выступало в качестве необходимой предпосылки повышения предпринимательской активности в целом.
Экономический кризис 80-х годов довольно болезненно сказался на положении указанной категории банков, что проявилось, прежде всего, в существенном ограничении доступа к бюджетным ресурсам, росте портфеля просроченных займов, в обострении проблемы ликвидности. Их дальнейшая эволюция была непосредственно связана с переходом на новую модель хозяйствования, формированием новых направлений и принципов функционирования кредитного механизма, снижением роли государства в экономике и финансовой жизни.
Ускорение в 90-е годы процесса структурной перестройки хозяйства на рыночной основе сопровождалось усилением оппозиции, в том числе в правительственных кругах соответствующих латиноамериканских стран, в отношении государственных кредитных институтов.
Был поставлен вопрос и о целесообразности их дальнейшего сохранения в качестве самостоятельного звена кредитной системы. Рост критических настроений стал не только следствием влияния идеологии неолиберализма с ее ориентацией на принцип ничем не ограниченной свободы рыночных сил, но и результатом усиления кризисных явлений в этом банковском сегменте. Прежде всего речь идет о контролируемых местными органами власти региональных банках, средства которых зачастую использовались не по экономическим, а по политическим соображениям. Свою активность они во многом могли поддерживать лишь благодаря постоянным бюджетным дотациям. Ужесточение же проводимой федеральными правительствами латиноамериканских стран политики по соблюдению бюджетной и финансовой дисциплины, сопровождавшееся перекрытием каналов доступа к ресурсам центрального банка в форме переучетных операций, поставило довольно разветвленную структуру этих институтов практически на грань выживания.