Латинская Америка. Государственные банки в условиях неолиберальных преобразований.
Некоторые результаты деятельности государственных банков в 90-е годы свидетельствуют о том, что структурная перестройка позволила им в определенной мере адаптироваться к новым условиям. То есть речь идет о том, что в целом ряде латиноамериканских стран они остаются не только в качестве специфического субъекта рынка ссудных капиталов, но и сохранили, хотя и в урезанном варианте, свою роль в экономике.
Что же касается общих итогов рассмотренных выше основных направлений реформационной политики, предпринятой латиноамериканскими странами в кредитной сфере, то они, как показали события 90-х годов, также не могут быть восприняты однозначно. Нельзя отрицать того факта, что курс на реформирование способствовал заметному ускорению модернизации кредитно-банковских структур с учетом требований и реалий рыночной экономики, объективных мировых тенденций к глобализации финансовой и производственной деятельности. Меры по .дерегулированию и либерализации предопределили повышение мобильности кредитных институтов в условиях быстро меняющейся экономической конъюнктуры. Более разнообразным стал и используемый ими инструментарий мобилизации и распределения кредитных ресурсов.
Вместе с тем осуществленные реформы на своем первом этапе не оказали заметного влияния на становление и развитие новых, более конструктивных и эффективных форм взаимодействия банковского капитала с реальной экономикой. В целом ряде стран, включая Аргентину, Мексику, Бразилию, Венесуэлу и др., эти отношения приобрели далеко не самые рациональные формы, а прямые и косвенные результаты сложившейся практики оказались в условиях кризисных явлений 90-х годов фатальными как для производства, так и для самой банковской системы соответствующих стран.
Не удалось, в частности, кардинально преломить тенденцию к концентрации операций в направлении наиболее крупных и рентабельных предприятий. Последние продолжают выступать в качестве основных, привилегированных клиентов. Кроме того, снятие отраслевых ограничений на движение финансовых потоков предопределило заметный рост так называемых потребительских займов (в основном, на приобретение ввозимых из-за рубежа товаров длительного пользования), что наряду с отвлечением ресурсов из производственного сектора явилось одной из причин увеличения импорта и роста дефицита торгового и платежного балансов.
Одновременно заметно осложнилось положение многочисленных групп хозяйствующих субъектов, доступ которых к банковским кредитам из-за общей тенденции к повышению их стоимости оказался еще более затруднительным. Это коснулось прежде всего мелких сельскохозяйственных производителей и представителей малого и среднего бизнеса в целом. Если, например, раньше госбанки пользовались дотациями со стороны федеральных властей и могли оказывать банковские услуги по пониженным ставкам, то в условиях введенных в большинстве латиноамериканских стран бюджетных ограничений и резкого сокращения или полной отмены субсидий они вынуждены ограничивать свою деятельность, в том числе и на льготной основе. Так, в Мексике в начале 90-х годов примерно половина сельских хозяйств имела доступ к сравнительно дешевым кредитам Banrural (государственный банк кредитования сельского хозяйства), то уже к середине того же десятилетия эта доля сократилась до 20%.
Речь идет также и о слабой сопряженности между отдельными направлениями политики реформирования. Так, запаздывание с принятием мер по совершенствованию банковского надзора и системы отчетности во многом предопределило резкое увеличение кредитной экспансии. Отсутствие действенного контроля со стороны монетарных властей в условиях масштабного дерегулирования привело не только к лавинообразному нарастанию предоставляемых кредитов, но и столь же быстрому ухудшению их качества как с точки зрения гарантий погашения, так и целевого использования. Поэтому не случайно, что именно банковский сектор оказался в эпицентре финансовых потрясений, прокатившихся по странам региона в 90-е годы.
Однако издержки структурных преобразований не привели к отказу от самой стратегии реформирования. Сохраняется и ее основная направленность. С учетом недавних уроков продолжает перестраиваться банковская сфера, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов, модифицируется система взаимоотношений правительства с субъектами кредитного рынка, складываются новые пропорции в динамике государственного и частного секторов, совершенствуется и законодательная база.
Возросло внимание к вопросу эффективности и устойчивости банковских систем как с точки зрения их вклада в решение внутрихозяйственных проблем, так и повышения международной конкурентоспособности национальных экономик. Существенные сдвиги на пути решения этой стратегической задачи произошли и происходят и в области формирования новой структуры и принципов взаимоотношений с иностранным капиталом.