Латинская Америка. Формы притока иностранных инвестиций в кредитную сферу.
В страновом разрезе динамика и формы транснационализации неодинаковы, что во многом является следствием как национальной специфики, так и отражением особенностей экономической и валютно-финансовой ситуации, складывающейся в рассматриваемых странах. В то же время выделяется ряд общих, наиболее принципиальных схем и тенденций, которые, по всей вероятности, во многом будут определять дальнейшую эволюцию этого процесса в Латинской Америке.
Во-первых, несмотря на различия в темпах и масштабах финансовой либерализации, во всех странах ориентация на расширение допуска иностранного капитала в кредитную сферу приобрела в целом характер долгосрочной политики. В Аргентине, Боливии, Колумбии, Уругвае, Перу, Чили зарубежные банки функционируют в том же правовом режиме, что и национальные, включая регламент и процедуру учреждения новых финансовых институтов. Им предоставлены равные с местными права в проведении всего спектра разрешенных законодательством операций, В направлении переноса на нерезидентов норм и правил национального банковского законодательства эволюционируют и другие латиноамериканские страны.
Во-вторых, открытие внутреннего ссудного рынка сопровождается изменением внутренних норм и правил банковской деятельности и усилением контроля за их соблюдением. В начале 90-х годов большинство стран Латинской Америки внесли коррективы в банковское законодательство с целью повышения эффективности механизма контроля над кредитными организациями, включая иностранные. Были разработаны и внедрены в практику более строгие требования по соблюдению официально устанавливаемых нормативов ликвидности, отчислений в резервные фонды, коэффициентов риска по широкому спектру активно-пассивных операций.
К нарушителям применяются строгие санкции, вплоть до отзыва лицензии.
Одновременно более жестким стал порядок регистрации коммерческих банков (как национальных, так и иностранных) в связи с проводимой политикой по ограничению свободы создания новых кредитных организаций. В большинстве стран региона ставка делается не на дальнейший количественный рост, а на повышение качественных характеристик банковских учреждений, в том числе на пути их слияния и формирования крупных кредитно-банковских структур, способных отвечать возросшим требованиям реальной экономики и условиям обострившейся конкурентной борьбы со стороны иностранных банков.
В-третьих, массированное привлечение иностранного капитала стимулировало, в свою очередь, проведение курса на приближение ряда основных финансовых параметров деятельности коммерческих банков к международным стандартам. Интернационализация норм и правил характеризуется, прежде всего, повышением минимального уровня уставного капитала как вновь создаваемых, так и уже действующих банков, внедрением в практику показателя "достаточности" капитала (в соответствии с рекомендациями Базельского банковского комитета капитал коммерческих банков должен составлять не менее 8% от суммы активов), тенденцией к переходу от механизма обязательных резервов, депонированных в центральном банке, к системе фиксированных коэффициентов (нормативов) ликвидности и т.д. То есть "открытие границ" сочетается с совершенствованием, а по некоторым направлениям и ужесточением внутреннего законодательства, сфера действия которого распространяется как на национальные, так и зарубежные кредитные институты.
В-четвертых, повышается эффективность системы банковского надзора. Наряду с расширением контроля за соблюдением действующих нормативов и правил проведения банковских операций, усиливаются функции банковской инспекции, предусматривающие своевременное принятие превентивных мер, направленных на блокирование возможностей перерастания трудностей, переживаемых отдельными кредитными организациями, в системный кризис с необратимыми последствиями.