Теория информационного преимущества X. Грубеля.
Теория международной экспансии, непосредственно относящаяся именно к банкам, была разработана в 1970—1980-х гг. в работах X. Грубеля. Его основная идея заключалась в том, что для того, чтобы успешно выйти за пределы своего домашнего рынка, банки должны обладать определенным конкурентным преимуществом. В качестве такового этот автор рассматривал информационное преимущество, определявшееся сложившимися отношениями банков со своими клиентами, выходящими на зарубежные рынки. Информационное преимущество позволяло лучше конкурентов оценивать риск таких клиентов и досконально изучить специфику их потребностей в банковском обслуживании. Таким образом, речь шла о стратегии следования за клиентом (follow your customer, FYC). Затем, полагал Грубель, банки осваивались на заграничном рынке и начинали работать с крупными местными компаниями и богатыми частными клиентами, предлагая доступ к специализированным услугам, но особенно к информации, относящейся к стране происхождения этих банков.
Впоследствии концепция следования банков за клиентами в их зарубежной экспансии подверглась в научной литературе дополнительному анализу. Отдельно был рассмотрен случай защитной экспансии, в рамках которого зарубежные инвестиции банков выступают не только как способ зарабатывания дополнительной прибыли путем реализации отмеченного преимущества, но и как мера, призванная предупредить установление клиентами отношений с банками-конкурентами, могущими начать обслуживать клиента за рубежом, а затем попытаться продолжить это сотрудничество на домашнем рынке. В случае защитной экспансии банк может даже проигрывать по эффективности местным конкурентам в зарубежной стране, но тем не менее выходить на ее рынок.
Другой модификацией концепции следования за клиентом стал подход, согласно которому банк помимо реагирования на перемещение клиентов за границу (pull-эффект) может предвосхищать будущие их потребности, двигаясь в зарубежные страны первым и тем самым помогая клиентам принять такое непростое решение (push-эффект). Выбор банком организационной формы своего зарубежного присутствия (например, не представительство, а полномасштабный дочерний банк) подает важный сигнал клиентам на родине с точки зрения оценки ими странового риска и планирования предстоящих зарубежных операций.
Еще два отмеченных в литературе интересных аспекта концепции следования банков за клиентами касаются пространственного размещения банков в зарубежной стране. Первый аспект заключается в том, что банки и клиенты за границей склонны держаться ближе друг к другу, т.е. создавать свои офисы в одном и том же городе. Это означает, что привлечение в город, выбранный на роль финансового центра, некоторого количества иностранных банков и (или) компаний, пусть даже ценой предоставления им специальных льгот, может, если эти банки и компании сформируют минимально необходимую критическую массу, запустить самоусиливающийся кумулятивный механизм, притягивающий новых участников.
Второй аспект, основывающийся на работах лидера Лундской школы «временной» географии Т. Хэгерстранда (Швеция), заключается в приложении к экспансии банков в зарубежные страны концепции иерархически волновой диффузии. Суть ее в том, что сначала иностранные инвесторы приходят в крупные экономические центры страны, а уже затем осваивают прилежащие территории, двигаясь в небольшие города (при этом делается важная оговорка: данная модель неприложима к инвестициям в добычу полезных ископаемых и в смежные с ней отрасли). Соответственно банки, следуя за клиентами, повторяют это движение. В современном мире данная теория лучше всего описывает механизм перемещения банковского капитала в Китай; для того чтобы объяснить ход экспансии в страны, например, Центральной и Восточной Европы или Латинской Америки, она нуждается в модификации.