Теория информационного преимущества X. Грубеля.
Оценивая подход Грубеля, следует сказать, что он в целом верно отражает историю большинства случаев внешней экспансии банков, особенно в период до 1990-х гг. Именно так действовали и до сих пор действуют за рубежом японские банки. В этой связи тот факт, что время появления рассматриваемой теоретической концепции — 1970— 1980-е гг. — совпало с временем бурной международной экспансии японских банков, не кажется совпадением. Вместе с тем активный рост банковских ПИИ в 1990-х — начале 2000-х гг., экспансию банков в ui граничный розничный бизнес, и в частности массированную скупку восточноевропейских и латиноамериканских банков западноевропейскими и североамериканскими, не до конца можно объяснить, находясь н рамках данного подхода. Для обслуживания своих клиентов за рубежом вполне достаточно филиала или небольшого дочернего банка; покупка крупных местных розничных банков явно выходит за пределы решения этой задачи.
Представляется, что теория X. Грубеля основывалась на реалиях банковского и корпоративного мира 1970-х гг. Неявными предпосылками этой теории выступали тесные связи компаний-клиентов со «своими» банками, а также относительная информационная непрозрачность этих компаний (в условиях высокой прозрачности информационное преимущество банков во многом теряет свою значимость). Подобные черты действительно были характерны для названного периода, когда, особенно в континентальной Европе и в Японии, преобладали закрытые компании, контрольный или даже значительно больший пакет акций которых находился в руках узкого круга держателей. Часто речь шла о семейных компаниях, чьих акций вообще не было на биржах.
Ситуация с тех пор заметно изменилась, прозрачность компаний в целом значительно выросла, произошел постепенный сдвиг от традиционной для континентальной Европы закрытой модели компании к более открытой модели, напоминающей англосаксонскую. Такие компании склонны к менее тесным отношениям с банками, часто строящимся на тендерной основе.
В то же время в некоторых отраслях, возможно, в силу особенностей их технологий компании остаются не очень прозрачными, и банки, следовательно, сохраняют информационное преимущество. Это же касается и тех стран (например, Японии), где по-прежнему традиционные тесные отношения банков с компаниями и сравнительно невысока прозрачность последних.
Попытка статистически проверить теорию X. Грубеля применительно к современным условиям была предпринята Дж. Дью. Исследуя данные по Латинской Америки и Восточной Европе, он показал, что иностранные банки, точнее банки, ставшие иностранными в результате трансграничных поглощений, не ориентируются при кредитовании на компании страны происхождения своего материнского банка, а предпочитают активно работать с местными компаниями.
Таким образом, подход Грубеля вполне применим для объяснения ряда примеров международной экспансии банков, но не очень целесообразен для анализа направлений такой экспансии, сложившихся в последние два десятилетия. Его, следовательно, можно считать частным случаем более общей теоретической модели.