Принципиальные стратегии для европейских банков: 12 вариантов.
Европейские банковские активы, как показано, непропорционально велики и ориентированы на международный рынок. Европа имеет более 40 из 100 крупнейших банков мира. Примерно половина этих банков, по-видимому, располагает критической величиной, необходимой для международных и глобальных крупных сделок и обязательств. Предпосылками к тому, чтобы быть в состоянии безусловно справиться с каждой крупной операцией на международном рынке ссудного капитала, служат для банка, как мне кажется, необходимый размер капитала и ноу-хау.
К глобальным сделкам я отношу и международные сделки с основными валютами, ценными бумагами или дериватами, а также международные институциональные капиталовложения.
С созданием Общего рынка к европейским банкам, помимо других факторов структурных изменений, предъявляются дополнительные требования в плане их общеевропейской стратегии. Крупные банки, благодаря многолетним традициям международной активности, широко обозначили свое географическое присутствие в Западной Европе в том, что касается крупных операций и сделок с ценными бумагами. Причем сложившееся в Европе положение является в большинстве случаев частью общей международной системы и, таким образом, включает и европейские глобальные сделки. Процессы развития на Востоке Европы могут, однако, повлечь за собой дополнительное расширение географического присутствия.
Как было сказано ранее, «глобализированные» клиенты и глобализированные продукты в первую очередь требуют близости к рынку, специализированного ноу-хау, обеспеченности капиталом и быстрого принятия решений, а не географической близости. Последнее в глобальных условиях оценивается как «неплохо бы иметь». Поэтому в глобализованных и еще глобализирующихся сделках появление евро вряд ли серьезно повлияет на расширение физического представительства.
Мне также представляется маловероятным бурный рост «европеизации» финансовых услуг при введении единой европейской валюты. Отдельные продукты для особых сегментов, таких как евроэмиссии, фонды, а также банковский бизнес с использованием телекоммуникаций, являются наиболее значительными исключениями. В первую очередь евро привлекательно для тех банков, которые хотят обслуживать своих клиентов «соответственно кредиту», особенно клиентов на своих внутренних рынках, при помощи дочерних отделений в третьих странах, не обращаясь к локальной базе рефинансирования.
Собственная стратегия для «Европы как единого внутреннего рынка», включая розничный банковский бизнес с привлечением капиталов фондов и страхования, а также обслуживание мелких и средних предприятий, не была бы возможной для любого банка в течение многих лет. К тому же неизвестно, принесет ли такая стратегия успех вообще с учетом развития информационных технологий. Как и раньше, в розничном банковском бизнесе Европа остается континентом наций с большими различиями в менталитете, языках, традициях, законодательстве, финансовом поведении и квоты сбережений, что предполагает соответствующие последствия для финансовых учреждений. Приоритеты, как излагается ниже, должны быть иными.
Европа с единой валютой могла бы в первую очередь способствовать возникновению новых формирований в рамках экономических регионов, близких географически, а также по языку и менталитету. Даже без общей валюты могли бы быть весьма интересными межевропейские зоны — «зоны благоденствия»: Юг Франции, Савойя, Швейцария, Южная Германия, Северная Италия, Австрия — «зона Запад— Восток»; Лондон, Брюссель, Амстердам, Люксембург, Франкфурт, Штутгарт, Мюнхен, Цюрих и Милан как «зона Север—Юг».