Принципиальные стратегии для европейских банков: 12 вариантов.
4. Капиллярное распределение информационных технологий: предложения «без излишеств» благодаря ИТ
Уже существующие и стремительно развивающиеся интерактивные коммуникации, стандартизация, сегментирование и самообслуживание клиентов позволяют предоставить ограниченный набор услуг универсального банка розничным клиентам, располагая при этом значительно меньшим числом «филиалов» в классическом смысле этого понятия. Основные контакты и капиллярное распределение осуществляются при помощи автоматических кассовых машин, ПК, модема, телефона и телевизора. Информационные технологии не знают ограничений в часах работы, проблем парковки, очередей, любопытных глаз и различий в квалификации сотрудников. Предложение хотя и ограниченно и стандартизованно, но достаточно велико для «нормального технически ориентированного пользователя». Высвобождающийся персонал после соответствующего повышения квалификации можно идеальным образом использовать для консультирования более взыскательных клиентов.
Сфокусированный дисконтный универсальный банк с немногочисленным персоналом и недостатком комфорта и тепла становится реальностью в розничных сделках. Эта форма информационно-технологического банковского дела, включая дисконтных брокеров, будет распространяться с ростом технической грамотности. Однако их типичные пользователи по крайней мере в ближайшие пять лет не относятся к наиболее привлекательным сегментам с соответствующим инвестиционным капиталом. К тому же почти каждый клиент, особенно вначале, предпочитает непосредственные, человеческие контакты. Да и банкир должен иметь возможность «физически» оценить своего клиента.
5. Информационный эффект рычага для внутренней базы: внутренняя база как база телекоммуникаций для клиентов «в ближнем зарубежье»
Современные возможности связи и информации, владение языками и стандартизация открывают возможности обслуживания клиентов за рубежом. Таким образом достигаются снижение затрат и эффект рычага для локальных инфраструктур и человеческого капитала на внутреннем рынке. С небольшими дополнительными затратами можно «катапультировать» способности имеющегося персонала и осуществить географическую экспансию с относительно малым риском. Эта «стратегия катапульты» близка к упомянутой стратегии капиллярного распределения, однако обладает ранее упомянутым преимуществом, так как помимо телекоммуникаций относительно упрощаются непосредственные человеческие контакты. Это особенно относится к пограничным областям с одинаковым языком и менталитетом. Предпосылкой успеха, однако, являются дифференцированная структура предложения по сравнению с местным сервисом, а также «раскрученная» и известная марка.
6. «Кооперенция»: смесь кооперации и конкуренции, ведущая к появлению специалистов, работающих как «внутренний источник для внешнего источника»
Давление конкуренции, избыточные мощности, стандартизация и современные инструменты ИТ ведут к значительной специализации прежде всего в таких областях, как управление фондами, исследования, информатика, разработка программного обеспечения, выполнение, платежный оборот, логистика, хранение, трансферт и транспорт. Выполнение всех операций собственными силами весьма сомнительно, приобретение продуктов и услуг у третьих лиц представляется все более привлекательным.
Комбинация кооперации и конкуренции приобретает все большее значение. На смену разработке и выполнению собственными силами приходит частичное, а то и полное обособление ИТ, логистики и других областей ноу-хау в видах деятельности банка, не являющихся основными; конкуренты могут стать для него «внутренним источником», например в логистике. В других областях наблюдаются сходные процессы: так, недавно «Мигро» с большим числом собственных продуктов еще более разумно амортизировал свою изощренную систему распределения при помощи дополнительных фирменных продуктов третьих лиц.