Североевропейская модель в контексте ЕС.
Политика глобализации и европейская интеграция, стратегия крупных ТНК, которые «уводят» капитал из стран с высокими налогами и высокой заработной платой, ставят государство всеобщего благоденствия во все более жесткие и узкие рамки. Социальное государство в Северной Европе отличается относительной устойчивостью, так как оно опирается на сильные социал-демократические традиции и поддержку высоко организованного профсоюзного движения. Интересно сопоставить различные стратегии, применяемые в разных странах Северной Европы для сохранения социального государства в изменяющихся условиях. Дания и Швеция уклоняются от участия в ЭВС и предпочитают в настоящее время оставаться вне зоны евро. Швеция и Финляндия усиливают курс на инновационную ориентацию, обеспечивающую экспортные преимущества, хотя Финляндия частично утратила свободу маневра из-за отказа от национальной валюты в пользу евро. Наиболее активно защищает традиционно сложившуюся модель социально ориентированного развития Норвегия, которая остается не только вне еврозоны, но и вне ЕС. Она отказалась также от масштабной приватизации, продолжает сохранять государственный контроль над нефтяными ресурсами, использует разные социальные новации, например государственный Нефтяной фонд Норвегии (ныне — Пенсионный фонд Норвегии), другие социально ориентированные фонды (например, норвежский государственный Фонд для субсидирования студентов и учащихся). Государственный сектор экономики в Норвегии стал самым крупным на Севере Европы, хотя раньше лидерами были Швеция и Финляндия.
Социально ориентированное государство в Норвегии отличается наиболее высокой стабильностью в силу того, что норвежское государство сохраняет контроль над нефтегазовым сектором, который частично находится в государственной (общественной) собственности, норвежская экономика сочетает в себе преимущества, связанные с экспортом топлива и инновационной направленностью. Благодаря этому Норвегию отличает высокая стабильность государственных финансов, так как они опираются на Нефтяной фонд Норвегии (НФН), в котором накопились средства, превышающие размер годового государственного бюджета и сопоставимые с ВВП страны.
Средства Фонда, размещаемые ныне в иностранные ценные бумаги, предназначены для регулирования в будущем социальной сферы: пенсионного обеспечения, здравоохранения, ухода за престарелыми. Норвегия, выделяя в процентном отношении на социальные цели примерно столько же, сколько и другие Скандинавские страны, в абсолютных цифрах тратит заметно больше, так как она опережает своих соседей по размеру душевого ВВП.
Тем не менее, учитывая международную ситуацию и обязательства Норвегии по ЕЭП, трудящиеся Норвегии активно поддерживают сложившуюся систему социальной защиты и противостоят попыткам ее жесткого реформирования. В 1999 г. шесть норвежских профсоюзов объединились для того, чтобы противостоять политике неолиберализма, которая несет с собой сначала приватизацию и дерегулирование, а потом, как логическое завершение — сужение социальных функций государства. Затем к этому союзу присоединилось еще 20 организаций и ныне в стране развернулось движение в защиту государства всеобщего благосостояния, в котором участвует 1 млн трудящихся, что примерно равняется половине всей рабочей силы в стране.
Итак, устойчивость социальной ориентации развития экономики в Северной Европе обусловлена переплетением ее с инновационной ориентацией, прочностью социал-демократических традиций, культурой политического консенсуса, выгодным местом в системе международного разделения труда, что позволяет поддерживать высокие социальные стандарты без негативных последствий для платежного баланса или государственного бюджета.
В странах Северной Европы государство продолжает сохранять основные черты социально ориентированного государства, а именно:
- Высокая доля госбюджета в ВВП, а также высокий удельный вес социальных расходов в государственном бюджете и общественном продукте.
- Щедрая и универсальная система социального обеспечения и защиты от всех трудных случаев жизни (болезнь, инвалидность, безработица, старость и т.д.).
- Доступные и качественные общественные услуги, выполняемые, как правило, государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями.
- Частичная компенсация неравномерности по уровню получаемых доходов, связанная с необходимостью воспитывать детей или платить за квартиру людям с низкими доходами и т.д.