Североевропейская модель в контексте ЕС.
Средством реализации Лиссабонской стратегии ЕС является развитие так называемой новой экономики, которую образуют наукоемкие отрасли промышленности, такие как информационные технологии и технологии коммуникации. Именно эти отрасли составляют основу экономического развития североевропейских стран, которые являются лидерами в Европе в этих отраслях, особенно выделяются Швеция и Финляндия.
Вокруг европейской социальной модели много споров и дискуссий, при этом между собой конкурируют два подхода к определению европейской социальной модели:
- традиционный социал-демократический подход, которому следуют североевропейские страны;
- подход, основанный на том, что европейские предприниматели должны быть конкурентоспособными на мировом, ныне глобализированном рынке, а следовательно, не должно быть социальных ограничений, накладываемых на бизнес. Именно этот подход получил отражение в Лиссабонской стратегии.
В настоящее время, пока европейская социальная модель еще не получила четкого определния, ЕС влияет на социальную политику стран-участниц главным образом через валютно-экономическую интеграцию и через социально-экономическую политику, что закладывает довольно жесткие параметры для будущей европейской социальной модели. ЕС поддерживает политику приватизации в странах— членах ЕС, выступает за обязательное введение конкуренции со стороны частных предпринимателей государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, которые оказывают социальные услуги, например, на транспорте.
Европейская интеграция на стадии ЭВС и единой валюты евро покоится на более глубоком взаимодействии между экономическими комплексами стран-участниц, чем на стадии Таможенного союза или Общего рынка. Эта ступень требует не только тесного согласования макроэкономической политики по всем важнейшим параметрам, но и постепенной унификации их моделей социально-экономического развития. «ЭВС задумывался как средство, стимулирующее реформу европейской социальной модели», — признает профессор О. Буторина.
В этом же направлении действует политика гармонизации налоговой и бюджетной политики, которая уже давно проводится органами ЕС. Создание в рамках ЕС единого внутреннего рынка ведет к конкуренции налоговых систем между странами-участницами, которая представляет собой серьезную угрозу для дальнейшего существования щедрого социального государства на Севере Европы. До сих пор внутри ЕС сохраняются различие факторных условий, например, в силу различия профессиональных характеристик рабочей силы, выступающей на рынке труда, уровня развития национальных инновационных систем и т.д., но начало в масштабе 25 стран конкуренции налогов, несомненно, усилит «бегство» капиталов в страны с низким налогообложением. Например, в Польше налоги на корпорации снижены до 22%, что на 7—8% ниже, чем в странах Северной Европы. Это способно подорвать основы государства всеобщего благосостояния.
Задача унификации налогового законодательства и налоговых ставок в ЕС поставлена уже давно — еще в 1985 г. в так называемой Белой книге. Однако, в отличие от таможенно-торговой политики, гармонизация в этой области происходит намного сложнее и медленнее. Даже накануне введения единой валюты евро налоги в значительной степени оставались прерогативой национальных правительств.
Налоговые системы в рамках ЕЭП слабо унифицированы: ставки налогов на корпорации установлены в диапазоне от 18% (Исландия) до 38,9% (ФРГ), а ставки подоходного налога — от 33,6% (Греция) до 56,5% (Швеция).