Североевропейская модель в контексте ЕС.
Североевропейские страны выделяются среди других стран — участниц ЕС более высоким уровнем налогообложения, что необходимо для поддержания их щедрой социальной системы и проведения полигики относительного выравнивания доходов между различными слоями, которая получила у них развитие в соответствии с утвердившейся социал-демократической доктриной «функционального социализма». В результате они стали чемпионами среди ЕС по доле налогов в валовом внутреннем продукт. Это несет с собой не только социальные, но и экономические последствия и обусловливает более развитую инфрастуктуру, обеспечивающую преимущества для предпринимательского сектора, а также более высокое качество рабочей силы — необходимых условий для инновационной специализации североевропейских стран.
Разница по доле налогов в ВВП между Севером Европы и ЕС в среднем может достигать 10%, то есть страны, занимающие более высокие позиции по этому показателю (а именно, Скандинавские страны и Финляндия) в случае унификации по среднему уровню должны лишиться заметной части государственных доходов в размере до 1/10 по отношению к ВВП. Такие суммы сопоставимы со статьями расходов на образование, на здравоохранение или на социальное обеспечение. Особенно болезненными могут стать такие утраты для Дании и Швеции.
Решение по гармонизации бюджетной политики стран — участниц зоны евро было принято на заседании Европейского совета в Барселоне в марте 2002 г. Это значит, что и в этой сфере странам — участницам ЕС предстоит передать свои полномочия на наднациональный уровень, что сужает их возможности для проведения самостоятельной политики в области социального обеспечения, образования, здравоохранения, науки и технологий и т.д. Уже сейчас страны, присоединившиеся к зоне евро, должны проводить бюджетную политику по единым, установленным в Европейском союзе правилам. Это решение во многом объясняет, почему Дания и Швеция медлят с присоединением к еврозоне. Гармонизация налогов и бюджетной политики в североевропейских странах по уровню ЕС — это серьезный удар по сложившейся модели социально-экономического развития.
Известно, что специализация на производстве готовых изделий, в том числе продукции машиностроения, и особенно наукоемкой продукции, превосходит по своей эффективности топливно-сырьевую специализацию. Этот вывод подтверждает своими расчетами Ю. В. Яковец, по данным которого технологическая рента превышает топливно-сырьевую ренту в десятки раз. Этим во многом объясняется более высокий уровень жизни, достигнутый в странах Северной Европы, широкие возможности для проведения сильной социальной политики, утверждение социально ориентированного типа развития. В условиях глобализации система «функционального социализма», которая сложилась в странах Северной Европы, стала вызывать все более сильное недовольство у предпринимателей. По их мнению, это подрывает экспортные позиции скандинавских ТНК на мировом рынке. Одновременно усиливалась конкуренция между тремя центрами мировой экономики, в которой Европа в 1980-е гг. все больше стала проигрывать своим конкурентам; показателем этого служит высокий уровень безработицы и более низкая доля наукоемкой продукции в экспорте. Однако в странах Северной Европы она — даже выше, чем в ЕС.
Распространение экономической интеграции с экономической сферы на социальную, а также развитие глобализации, приводят к изменению социально-экономических моделей развития разных европейских стран в направлении сближения и постепенной унификации.