Северная Европа и интеграция: превратности отношений с ЕС.
В период председательства Швеции в ЕС начались переговоры о присоединении новых 10 членов к ЕС, в том числе и в ряде сложных областей. В области охраны окружающей среды Швеция видит свою роль в том, чтобы проводить курс на устойчивое развитие, в котором она добилась определенных успехов внутри страны. Важной составляющей этих усилий является включение экологического аспекта в различные направления политики ЕС: промышленную, научно-техническую, образовательную и т.д.
Важнейшим внешнеполитическим приоритетом в этот период явилось развитие отношений с Российской Федерацией. В рамках этой политики была выдвинута идея организации энергетического диалога, а также проведена встреча «Тройки» в Москве. ЕС уделяет внимание отношениям с Россией, прежде всего в контексте политики «Северного измерения». Стратегия Швеции исходит из того, что «Северное измерение» создает платформу для развития сотрудничества между ЕС и Россией на региональном уровне. Наиболее последовательно курсу на глубокую интеграцию в ЕС следует Финляндия — единственная на Севере Европы, которая вошла в зону евро.
Норвегия проводит наиболее автономный на Севере Европы курс политики по отношению к ЕС. Эта страна дважды на всенародных референдумах, проведенных в 1972 и 1994 гг., отвергла возможность присоединения к ЕС. В 1972 г. 53,5% норвежских избирателей проголосовали против вступления страны в ЕЭС (за —46,5%), а в 1994 г. выступило против 52,2% (за — 47,8%), при высокой явке в 89%. Особенно резко против ЕС настроено население северных губерний Норвегии, в некоторых провинциях на Севере около 70% голосовало против ЕС, зато в столичном регионе, напротив, 70% проголосовало за вступление в ЕС. Позицию Норвегии по вопросу участия в ЕС определяет особый характер норвежской экономики. Поскольку она участвует в едином европейском экономическом пространстве, то большая часть директив ЕС (около 80%) была инкорпорирована во внутреннее законодательство. Под влиянием ЕЭП и директив Комиссии ЕС Норвегия была вынуждена либерализировать свою экономику, приступить к проведению приватизации, в том числе был продан пакет крупнейшей и экономически высоко эффективной государственной нефте- и газодобывающей компании «Статойл», которая по экономическим показателям приватизации не подлежала. Однако Норвегия подчинилась требованиям ЕС об открытии рынка газа и обеспечении конкуренции.
Взаимоотношения Норвегии с ЕС определяются тем обстоятельством, что Норвегия — это маленькая страна, которая обладает большими особенностями. Ее внутриполитическая жизнь протекает довольно бурно. В частности, она уже дважды сказала «нет» ЕЭС: в 1972 и 1994 гг. Гордое норвежское «нет» ЕС может прозвучать и в третий раз, если дело дойдет до еще одного референдума. Негативное отношение Норвегии к этому блоку в прошлом определялось действием ряда важных факторов, большинство из которых не утратило своего значения и поныне. Одним из неявных постулатов, на основе которых развивается европейская интеграция, является убеждение в том, что национальный суверенитет в современных условиях становится все более устаревшим понятием, которое должно уйти в прошлое. Для норвежцев такое отношение к суверенитету малоприемлемо, так как в отличие от большинства других стран Западной Европы Норвегия — это очень молодое государство, которое только что отметило первые 100 лет своего самостоятельного существования, которое начиналось с обретения независимости от Швеции в 1905 г. Превращение Норвегии в одно из наиболее процветающих государств мира, которое произошло в годы ее самостоятельного развития, никак не может привести норвежцев к разочарованию в национальной независимости. Экономическое благосостояние создает атмосферу социальной, политической и экономической безопасности, которая является неотъемлемой ценностью норвежского образа жизни, а с такими преимуществами добровольно не расстаются.